ЦЕНТР ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ
ПРИ ГКП НА ПХВ "ГОРОДСКАЯ ПОЛИКЛИНИКА" АКМОЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ
ТЕЛ: +7(7162) 26-64-60;ТЕЛ: +7(7162) 55-12-78;
E-MAIL: akm.zoz@mail.ru
WWW.AKMZOZH.KZ       +7 (778) 267-44-31


Концепция Национальнойпрограммы«Знание ПДД – основа безопасности», по профилактике дорожно-транспортного происшествия

«Утверждаю»

И.о. директора

РГП на ПХВ «НЦОЗ» МЗ РК

 

Концепция Национальнойпрограммы«Знание ПДД – основа безопасности», по профилактике дорожно-транспортного происшествия

(c 1 по 10 сентября)

 

Целевая группа – население РК, в т.ч.

- дети от 3 до 6 лет и их родители

- дети от 7 до 10 лет

- детии подростки от 11 до 14лет

- подростки от 15 до 17 лет

- молодежь от 18 до 29 лет

- взрослое население от 30 до 64 лет

- взрослое население старше 64 лет

 

Цели и задачи

Основной целью является профилактика дорожно-транспортного происшествия(далее – ДТП) исокращение травм, инвалидизации и прогнозируемого уровня смертности в результате ДТП.

Задачи:

- минимизировать влияния человеческого фактора на безопасность дорожного движения;

- добиться неукоснительного исполнения правил дорожного движения;

- снизить уровень дорожно-транспортного травматизма;

- выработать у детей навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствовать овладению правилами дорожного движения и знаниями дорожных знаков, воспитать внимание, навыки осознанного использования знаний правил дорожного движения в повседневной жизни.

Основные принципы.

  1. Приоритет ценности человеческой жизни над экономическими интересами (транспортными средствами).
  2. Участие гражданского общества в обеспечении безопасности дорожного движения.
  3. Неотвратимость и солидарность ответственности всех субъектов дорожной безопасности.
  4. Комплексность подхода к решениям проблем дорожной безопасности.
  5. Качественность и своевременность оказания медицинской помощи пострадавшим при ДТП.

Резкое возрастание в последние годы автомобилизации породило множество проблем, среди которых дорожно-транспортный травматизм все больше приобретает характер «национальной катастрофы». По прогнозам Всемирной организации здравоохранения, к 2030 году дорожно-транспортные происшествия могут стать 7‑й причиной человеческой смертности после заболеваний инфекционного генеза и диабета. Более 1,2 миллиона человек во всем мире погибают ежегодно в дорожно-транспортных происшествиях (ДТП) и еще 20-50 миллионов получают травмы, что говорит о масштабности и серьезности проблемы.

За последние годы по республике отмечается рост числа несчастных случаев, травм: с 3270,3 в 2016 г. до 3442,2 на 100 тысяч населения в 2017 году. Уровень травматизма среди подростков 15-17 лет по итогам 2017 года возрос и составил 6517,9 на 100 тыс. соответствующего населения против 6450,8 в 2016 году, что в 2 раза превышает показатели других возрастных групп (детей до 15 лет и взрослых).

Анализ частоты дорожно-транспортного травматизма по регионам показал, что в отдельных областях (Жамбылской (214,5), Алматинской (175,2), Павлодарской (156,3), Восточно-Казахстанской (131,7) уровень его значительно превышает республиканский показатель (111,2). При этом 95% дорожно-транспортного травматизма не связан с производством. Высокий уровень производственного дорожно-транспортного травматизма, в несколько раз превышающий республиканский показатель 7,3 на 100 тыс. соответствующего населения, отмечается в возрастной категорий 18 лет и старше в ВосточноКазахстанской (34,4), Акмолинской (12,6), Алматинской (9,9) и Актюбинской (9,4) областях. Среди подростков высокий уровень производственного травматизма зарегистрирован в г. Алматы (22,8), Северо-Казахстанской (10,3), Акмолинской (7,5) и Мангистауской (3,9) областях (показатель РК -2,7 на 100 тыс. населения).

Сложившееся положение с дорожно-транспортным травматизмом свидетельствует о незнании людьми Правил дорожного движения и неумении правильно ориентироваться в дорожной обстановке, что является следствием недостаточного внимания к проблемам предупреждения дорожно-транспортного травматизма.

Для предупреждения дорожно-транспортного травматизма в республике, в т.ч. среди детей, подростков и молодежи, необходимо консолидировать силы всех заинтересованных сторон общества, путем соблюдения правил дорожного движения, отказа от алкоголя, своевременной транспортировки, посредством оказания первой медицинской помощи и других мероприятий.

 

Механизм реализации

Основной механизм реализации связан с совместной деятельностью областных акиматов  и акиматовгг.Нур-Султан и Алматы, Управлений здравоохранения регионов и гг.Нур-Султан и Алматы, Комитета охраны общественного здоровья РК и областных департаментов охраны общественного здоровья, в т.ч. гг.Нур-Султан и Алматы, организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, профильных служб, Центров формирования здорового образа жизни, на единой методологической основе с практической реализацией данных мероприятий на региональном уровне.

 

Целевая группа дети от 3 до 6 лет

 

А) Организация и проведение тематического занятия.

Наглядные пособия: раздаточный материал: круги зеленого, красного, желтого цвета, большие карты с изображением дорожных знаков

Ведущая: - Здравствуйте, ребята, чтобы встретиться с вами, я приехала на автобусе, а на каком транспорте приехали вы?

Дети: - на машине, автобусе, маршрутке и т.д.

Ведущая: А как называются люди, которые водят эти виды транспорта?

Дети: водители

Ведущая: А на какой свет светофора вы переходили дорогу?

Дети: на зеленый

Ведущая: А где положено переходить дорогу?

Дети: на пешеходном переходе

Ведущая: Чтобы дорога оставалась безопасной, люди придумали правила дорожного движения. Сегодня утром я шла в детский сад и повстречала странную старушку, которая не могла перейти дорогу, я решила пригласить ее на наше занятие. А что с ней случилось, она расскажет вам сама (появляется Баба – Яга).

Баба – Яга: Летела я в ступе над городом. Ступа сломалась, а мне пришлось приземлиться и идти домой в лес пешком через город. Пыталась я перейти дорогу, но меня полицейский остановил: «Как вам бабушка не стыдно! Из- за вас может произойти авария. Разве вы не знаете, что дорогу нужно переходить на перекрестке, там, где есть светофор или зебра!» Что мне, зебру с собой водить, уложить на дорогу и по ней ходить?

А она (показывает на ведущую) подвела меня к перекрестку. И тут я все поняла…

Загорелся напротив меня какой-то яркий огонек - светофора, ну я и пошла. Тут визг тормозов, и машина меня чуть не сбила. Тогда я и попросила ее научить этим правилам. А она пригласила меня сюда и говорит, что вы все знаете.

Ведущая: Да, Баба – Яга, наши ребята знают правила дорожного движения. Мы это покажем. Давайте дети поиграем вигру«СВЕТОФОР».

Зрительный зал делится на две команды. Перед началом игры обязательно надо объяснить, чтобы все ребята поняли условия игры.Тот, кто перепутает сигнал, делает шаг назад. Сигналы (используются круги зеленого, красного, желтого цвета) будут меняться неожиданно, выиграет та команда, у которой к концу игры на месте останется больше игроков.

Ведущая:зажигает зеленый свет

Дети:топают ногами- будто идут.

Ведущая: зажигает желтый свет,

Дети:хлопают в ладоши.

Ведущая: зажигает красный свет

Дети: стоят.

Итак, выиграла команда (…). Аплодисменты выигравшей команде.

Ведущая:- Ну что, Баба Яга, запомнила, какой цвет для чего предназначен?

Баба – Яга:  Да, спасибо, я все поняла. Ребята, вы знаете, я люблю играть в карты. Зашла я в ближайший магазин, попросила карты, а продавщица дала мне вот такие интересные карты. (Показывает большие карты с изображением дорожных знаков). Я смотрю, что в них не очень-то поиграешь. Может, вы мне расскажете, что они обозначают?

Ведущая: Конечно, Баба – Яга, ребята тебе помогут и все расскажут.

Знак «Пешеходный переход».

Ведущая: Ребята, вы знаете, как называется этот знак? (ответы детей)

Баба – Яга, а ты знаешь, как нужно переходить дорогу?

Баба – Яга: Знаю, знаю, где хочу и как хочу!!!

Ведущая:Ребята, правильно ответила Баба – Яга? (ответы детей)

А как себя следует вести, если ты вышла из автобуса  и тебе надо перейти на другую сторону улицы?

Баба – Яга: Надо обойти автобус, а лучше пролезть между колесами.

Ведущая: Ребята, объясните, как нужно поступить? (ответы детей)

Ведущая:дорогу нужно переходить только по пешеходному переходу.

Ведущая: А можно ли играть на проезжей части и рядом с ней?

Баба – Яга: Смотря во что! В шахматы нельзя.

Ведущая: Почему?

Баба – Яга: Машины все фигуры посбивают, а вот в мячик можно. Еще как!

Ведущая: Ребята, а вы как думаете?

Ребенок: Возле дороги и тем более на дороге, играть нельзя!

Знак «Осторожно, дети!»

Ребенок:  знаки говорят: «Близко школа, детский сад!»

Баба - Яга: Спасибо вам, ребята! Теперь я буду знать и дорожные знаки; правила не только для пешеходов, но и для автомобилистов. Как никак, я водитель ступы! После таких уроков я буду правильно переходить дорогу, быстро доберусь до своего дома и расскажу о правилах дорожного движения лесным жителям, на всякий случай, если и они случайно попадут в город.

Ведущая: Вот и сказочке конец, а кто правила знает и соблюдает – тот молодец! А на прощание наши ребята хотят подарить тебе, Баба Яга, книжку по правилам дорожного движения.

Баба –Яга уходит.

Заключительная часть.

Ведущая: - Сегодня вы повторили Правила дорожного движения и узнали много нового и интересного. ПДД должен знать и соблюдать каждый ребенок. Не нарушайте их и вы вырастете крепкими и здоровыми.

 

б) Организация и проведение собраний для родителей, опекунов детей в возрасте от 3 до 6 лет в ДДУ на тему: Правила дорожного движения

Для проведения мероприятий для родителей привлекаются медицинские специалисты ПМСП (психологи, соцработники), специалисты службы ФЗОЖ.

Важно чтобы родители были примером для детей в соблюдении правил дорожного движения.

При выходе из дома.

Если у подъезда дома возможно движение, сразу обратите внимание ребенка, нет ли приближающегося транспорта. Если у подъезда стоят транспортные средства или растут деревья, приостановите свое движение и оглядитесь – нет ли опасности.

При движении по тротуару:

  • Придерживайтесь правой стороны.
  • Взрослый должен находиться со стороны проезжей части.
  • Если тротуар находится рядом с дорогой, родители должны держать ребенка за руку.
  • Приучите ребенка, идя по тротуару, внимательно наблюдать за выездом машин со двора.
  • Приучайте детей не выходить на проезжую часть, коляски и санки везите только по тротуару.

Готовясь перейти дорогу:

- Остановитесь, осмотрите проезжую часть.

- Развивайте у ребенка наблюдательность за дорогой.

- Подчеркивайте свои движения: поворот головы для осмотра дороги; остановку для осмотра дороги, остановку для пропуска автомобилей.

- Не стойте с ребенком на краю тротуара.

- Обратите внимание ребенка на транспортное средство, готовящееся к повороту, расскажите о сигналах указателей поворота у машин.

При переходе проезжей части:

- Переходите дорогу только по пешеходному переходу.

- Идите только на зеленый сигнал светофора.

- Выходя на проезжую часть, прекращайте разговоры.

- Не спешите, не бегите, переходите дорогу размеренно.

- Объясните ребенку, что даже на дороге, где мало машин, переходить надо осторожно, так как машина может выехать со двора, из переулка.

При посадке и высадке из транспорта:

- Выходите первыми, впереди ребенка, иначе ребенок может упасть, выбежать на проезжую часть.

- Для посадки подходитек двери транспортатолько после полной остановки.

- Приучите ребенка быть внимательным в зоне остановки – это опасное место (плохой обзор дороги, пассажиры могут вытолкнуть ребенка на дорогу).

   

 

Целевая группа дети от 7 до 10 лет

 

А) Проведение викторины на тему «Правила дорожного движения».

Наглядные пособия: раздаточный материал: распечатанные вопросы с вариантами ответов, большие карты с изображением дорожных знаков, аптечка водителя - (бинт, жгут, ножницы, пластырь, бактерицидные салфетки, перчатки), игрушки, ручки и т.д.

 

Ведущий:Сегодня мы с вами собрались, чтобы поговорить об очень важном – о правилах дорожного движения! И встреча наша пройдёт в необычной форме – в виде викторины с участием трех команд.

Ведущий: А сейчас поприветствуем участников нашей викторины:

название команды, девиз (оценивает жюри)

Команда «…………..»

Команда «…………..»

Команда «…………..»

Ведущий: Команды занимайте свои места за столами.

Аплодисменты

Ведущий: Поприветствуем членов жюри:

- инспектор дорожного движения …….

- завуч по воспитательной работе» ……

- педагог –психолог ……

Ведущий:  И так, начнем нашу игру. 1-й раунд «Азбука пешехода». Каждой команде задаются вопросы с вариантами ответов. Нужно выбрать правильный ответ. За каждый правильный ответ начисляется один бал.

1. Для чего регулировщику нужен жезл?

- Приветствовать знакомых.

- Отгонять мух.

- Регулировать движение. Ѵ

2. Только на какой свет можно переходить дорогу?

- Красный.

- Мигающий.

- Зеленый. Ѵ

3. Сколько колес у автомобиля?

- Два.

- Четыре.

- Пять (одно запасное). Ѵ

4. Если ты едешь в автобусе или автомобиле, то ты

-пассажир Ѵ

-пешеход

5. Опасно ли ходить по краю тротуара?

- Не опасно, так как тротуар предназначен для пешеходов.

- Не опасно, так как транспорт не должен ехать близко к тротуару.

- Опасно, так как можно быть задетым близко идущим транспортом. Ѵ

6. Где можно играть детям?

- На дороге.

- На тротуаре.

- На детских площадках. Ѵ

Ведущий:Молодцы, справились с заданием. Прошу членов жюри оценить первый раунд и объявить лидера в данном раунде. На этом раунд закончен и переходим ко 2-му раунду «Покажи знак».

- На ваших столах есть большие карты с изображением дорожных знаков. Я буду называть знак, а вы его показывать, а наше жюри оценивать ваши ответы. За каждый правильный ответ начисляется один бал.

- (Пешеходный переход, главная дорога, скользкая дорога, жилая зона, осторожно дети, пункт медицинской помощи, парковка, уступите дорогу, въезд запрещен, велосипедная дорожка, место остановки автобуса, подземный пешеходный переход, надземный пешеходный переход, движение без остановки запрещено, дорожные работы)

Ведущий: Правильно ответили, все знаки показали правильно. Жюри оценит второй раунд и объявит лидера по второму раунду.

- Ну что ж, продолжаем викторину, переходим в третий раунд.

Собери аптечку водителя - (бинт, жгут, ножницы, пластырь, бактерицидные салфетки, перчатки)– разложить на столах все необходимое, игрушки, ручки и т.д.

Ведущий: Команда, которая первая справится с заданием поднимает аптечку вверх. И, таааак, начали!

- Молодцы, все команды справились с заданием.

Заключительная часть.

Ведущий: Сегодня вы повторили Правила дорожного движения и узнали много нового и интересного. ПДД должен знать и соблюдать каждый ребенок. Не нарушайте их и вы вырастете крепкими и здоровыми.

 

Б) проведение детской онлайн-игрына изучение правил дорожного движения «Азбука безопасности», разработанной МВД РК.Мобильная версия сайта доступна поадресу:http://mvd.gov.kz/portal/page/portal/kdp/KDP/nKDP_UDvizh/nKDP_UDvizh_MMedia/nKDP_UDvizh_MMediaVR. Эта игра помогает с лёгкостью запоминать все правила, узнавать знаки, своими вопросами и примерами, учит ребенка на дороге еще больше осторожности. Даже можно сказать больше – учит игрока предвидеть и выбрать наиболее безопасный маршрут, детки с удовольствием изучают, когда можно переходить дорогу, ориентируясь на работу светофора.

 

 

Целевая группа дети и подростки от 11 до 14 лет

 

А) Проведение семинара на тему «Профилактика дорожно-транспортного травматизма».

Наглядные пособия: мультимедийная презентация, карточки с изображением сигналов велосипедистов.

Ведущий: Сегодня мы с вами собрались, чтобы поговорить о профилактике дорожно-транспортного травматизма, соблюдении правил дорожного движения. Дорожно-транспортный травматизм занимает третье место по смертности людей. Сложившееся положение с дорожно-транспортным травматизмом свидетельствует о незнании людьми Правил дорожного движения и неумении правильно ориентироваться в дорожной обстановке. Основным транспортным спутником подростка является велосипед. Многие люди садятся на велосипед и начинают быстро ездить, не соблюдая никаких правил. Ведь это так несложно - сел на велосипед, взялся за руль и полетел. Но не все так просто. Есть правила дорожного движения, которые относятся к езде на велосипеде. Их нужно знать и обязательно выполнять. Какие правила езды на велосипеде вы знаете? (ответы ребят)

Правильный ответ:

  1. Не разрешается ездить по улицам и дорогам детям до 14 лет.          
  2. Не разрешается кататься, где есть дорожный знак «Езда на велосипеде запрещена».
  3. Кататься можно только по указанной площадке, где есть дорожный знак «Езда на велосипеде разрешается».
  4. Переходить улицу по пешеходной дорожке,ведя велосипед пешком.
  5. Если едешь по тротуару на велосипеде, нужно правильно вести себя по отношению к прохожим: вовремя подавать звуковой сигнал, ехать медленно, объезжать детей, пожилых людей.

Ведущий: Молодцы ребята, очень хорошо знаете правила дорожного движения. Теперь поговорим о требования ПДД к велосипедистам – о сигналах велосипедистов. Перед Вами карточки с изображением сигналов велосипедистов. Кто расскажет, что означает каждый сигнал? (ответы ребят)

Правильный ответ:

1. Сигнал левого поворота или разворот.

2. Сигнал правого поворота.

3. Сигнал остановки.

Ведущий: Какие действия недопустимы на дороге? Что велосипедистам запрещено? (ответы ребят)

Правильный ответ:

  1. «Ездить, не держась за руль хотя бы одной рукой».
  2. «Ездить по дорогам при наличии рядом велосипедной дорожки» Она обозначается круглым знаком с белым велосипедом на синем фоне.
  3. «Движение по обочинам, тротуарам и пешеходным дорожкам запрещено» Про обочины уже говорилось выше (т.е. движение велосипедистов по ним все–таки допускается). В остальном все однозначно.
  4. «Hа автомагистралях запрещается движение велосипедов» Автомагистрали обозначаются знаками «автомагистраль» и «дорога для автомобилей».
  5. «Поворачивать налево или разворачиваться на дорогах, имеющих более одной полосы для движения в данном направлении»
  6. «Запрещается буксировка велосипедов» Т.е. никаких сцепок, тросов и прочих уловок и приспособлений.

Ведущий:Все. Других ограничений для велосипедистов нет. Естественно надо соблюдать такие очевидные моменты, как движение по встречной полосе, движение на запрещающий сигнал светофора, управление велосипедом в нетрезвом виде и т.п.

Ведущий: Какие основные Причины ДТП с участием велосипедистов вы знаете? (ответы ребят)

Правильный ответ:

  1. Несоблюдение правил дорожного движения.
  2. Неумение ориентироваться в дорожной обстановке.
  3. Слабые навыки владения техникой управления велосипедом, особенно в условиях дорожного движения.

Заключительная часть.

Ведущий:- Сегодня вы повторили Правила дорожного движения и узнали много нового и интересного. ПДД очень важны. Знать их должен каждый взрослый и каждый ребенок. Не нарушайте их, тогда у нас не будет несчастных случаев на дорогах.

 

Б)просмотр видеоролика«Осторожно велосипедист», разработанного МВД РК, по адресу сайтаhttp://mvd.gov.kz/portal/page/portal/kdp/KDP/nKDP_UDvizh/nKDP_UDvizh_MMedia/nKDP_UDvizh_MMediaVR

 

Целевая группа дети от 15 до 17 лет

 

А) Проведение тренинга на тему «Профилактика дорожно-транспортного травматизма».

Наглядные пособия: раздаточный материал - картинки, на которых изображены способы остановки кровотечений, тренажер.

1. Основная часть.

Ведущий: Добрый день! Сегодня мы проводим мероприятие, посвященное правилам дорожного движения, правилам поведения на дорогах, основам первой медицинской помощи. Для этого каждому из нас нужны знания. В результате не соблюдения правил дорожного движения происходят дорожно-транспортные происшествия. В большинстве случаев их виновниками становятся дети (пешеходы, велосипедисты).Дорожно-транспортный травматизм за исторически короткий период стал одной из основных причин ранений и гибели людей.Статистика дорожно-транспортных травм свидетельствует, что многие пострадавшие погибают не только по причине тяжелой травмы, сколько из-за несвоевременного оказания первой медицинской помощи.

- Для чего мы должны быстро и грамотно оказать первую мед.помощь? (ответы ребят)

Правильный ответ: Правильно оказанная первая помощь часто играет решающую роль при спасении жизни пострадавшего, сокращает время лечения, способствует быстрому заживлению ран.

Ведущий: Все вы пешеходы, все вы катаетесь на велосипедах. А велосипедист также как и пешеход может стать участником ДТП. Поэтому каждый из вас должен уметь быстро и грамотно оказать первую помощь себе или человеку, попавшему в беду.

- Какие травмы могут получить люди, попавшие в ДТП? (ответы ребят)

Правильный ответ:перелом, ссадина, ушиб, порез, вывих и т.д.

Ведущий: Сегодня мы рассмотрим порядок оказания первой мед.помощи при кровотечениях.

 - Что же такое кровотечение? (ответы ребят)

Правильный ответ: Кровотечениями называют излияние крови из кровеносного сосуда.

Ведущий:Что может послужить причиной возникновения кровотечения? (ответы ребят)

Правильный ответ:(укол, разрез, растяжение…)

Ведущий: - Первая помощь при кровотечениях должна начинаться с его остановки. Почему? (ответы ребят)

Правильный ответ: Даже небольшая потеря крови сразу делает человека слабее. В организме человека содержится в среднем 5 литров крови. Потеря хотя бы 1 литра может привести к опасному для жизни шоковому состоянию, потеря 2-2,5 л - смертельна для человека. Поэтому, поранившись, надо быстро остановить кровотечение и защитить рану от грязи и инфекции.

Ведущий:- Какие виды кровотечений вы знаете? (ответы ребят)

Правильный ответ: Различают артериальное, венозное, капиллярное кровотечения.

а) Капиллярное. Если кровь слабо сочится, например, при ссадине на коленке, то повреждены только капилляры – самые мелкие кровеносные сосуды. Такое кровотечение вскоре прекратится самостоятельно, а на поверхности ранки образуется свежая кровяная корочка.

б) Венозное. Кровь темно-вишневого цвета вытекает медленно, равномерной и непрерывной струей. В этом случае пострадала вена, что более серьезно.

в) Артериальное. Если же кровь ярко-красного цвета бьет сильной пульсирующей струей, то это признаки повреждения артерии – кровеносного сосуда, в котором давление крови самое высокое.

Ведущий:- Сейчас я вам предлагаю посмотреть картинки, на которых изображены способы остановки кровотечений для каждого вида.

Артериальное

• срочное прижатие артерии (рисунок)

• наложение кровоостанавливающего жгута

• максимальное сгибание конечности

При капиллярном и венозном кровотечении - наложение на рану повязки. 

- Как обрабатывают рану?

Правильный     ответ: кожу вокруг раны обрабатывают раствором йода, если нет раствора йода, воспользуйтесь зеленкой или спиртом. Если рана загрязнена, промойте ее 3%-ным раствором перекиси водорода, розовым раствором марганцовки или кипяченой водой.

Ведущий:- После обработки раны как правильно наложить повязку?

Правильный ответ:После обработки накройте рану стерильной марлевой салфеткой и крепко забинтуйте.

 

2.Практическая работа обучающихся (работа в парах)

 

3. Анализ выполненной работы, разбор типичных ошибок.

 

 

Целевая группа молодежь от 18 до 29 лет

 

А) проведение круглого стола на тему «Профилактика управления транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения»

Организация круглого стола с участием ведущих специалистов ПМСП, профильных служб, ДООЗ и Центров формирования здорового образа жизни областей и областей, гг. Астана, Алматы, НПО, СМИ.

Цель круглого стола:привлечь внимание общественности по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения, познакомить с Правилами проведения медицинского освидетельствования для установления факта употребления психоактивного вещества и состояния опьянения,повысить информированность населенияо распространённых последствиях употребления алкоголя.

Краткая информация

Одним из грубейших нарушений правил дорожного движения является управление транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения.

За последний год в Казахстане в ДТП пострадало 27 тысяч человек, а 3 тысячи погибли под колесами автомобилей. Каждый третий случай происходит по вине водителей, севших за руль в состоянии алкогольного опьянения. В настоящее время в Кодексе РК «Об административных правонарушениях» ответственность лиц, управляющих транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения, усилилась по сравнению с прежними нормами законодательства.   

Факт употребления алкоголя устанавливается с помощью технических средств измерения (алкотестеры). Алкотестерами при продувке возможно определить только содержание спирта в выдыхаемом воздухе.

Наказание за езду в нетрезвом виде — лишение прав (статья 608 КоАП РК).

Потребление алкоголя и дорожно-транспортный травматизм: доказательства риска

• Снижение скорости мыслительных процессов, ухудшение зрения и реакции.

• Любой уровень содержания алкоголя в крови (САК) выше нуля повышает риск ДТП.

• Население в целом: риск существенно возрастает при превышении САК 0,04 г/дл

• Мотоциклисты с САК более 0,05 г/дл: риск ДТП до 40 раз выше, чем при САК=0.

• Водители в возрасте 16–20 лет при любом САК выше нуля: риск ДТП выше в 3 раза в сравнении с водителями старше 30 лет.

• В сочетании с наркотическими веществами: при употреблении наркотических веществ в сочетании с алкоголем риск возрастает в 3 раза.

• Другие типы поведения, связанные с риском: – превышение ограничений скорости: ДТП на высокой скорости и съезд с дороги; – отказ от использования средств обеспечения безопасности: ремней безопасности, шлемов.

 

Целевая группа взрослое население от 30 до 64 лет

 

А) Проведение Дней открытых дверей в организациях первичной медико-санитарной помощи, с привлечением профильных специалистов для предоставления информации о превентивных мерах дорожно-транспортных происшествий, об основах первой медицинской помощи – правило «золотого часа» на дороге и при ДТП.

В рамках организаций Дней открытых дверей на уровне ПМСП по профилактике дорожно-транспортного травматизма, в части своевременного профилактического осмотра, раннего выявления противопоказаний для вождения автотранспорта, изменения поведения лиц, потребляющих алкогль для снижения риска ДТП, привития навыков оказания первой помощи с организацией консультаций специалистов педиатров или врачей общей практики (ВОП), хирургов, травматологов и др. с распространением информационно-образовательных материалов по профилактике травматизма, в том числе соблюдению правил дорожного движения, правил своевременного оказания первой медицинской помощи.

Оборудование: мультимедийная презентация, шины, жгут, аптечка первой медицинской помощи, манекен, бинты, памятка вызова скорой помощи.

Информационный блок

70 % причин смерти пострадавших при ДТП – бездействие или неправильное действие очевидцев. В медицине есть понятие «золотого часа»: если в течение первого часа раненому оказать полноценную медицинскую помощь, то выживает 90%. Если,помощь оказывается через два часа, выживет 10%.

Ранения при ДТП бывают разнообразными, порой достаточно сложными.

По результатам исследований статистика травматизма при авариях показывает, что различные части тела травмируются по-разному:

  • чаще всего пострадавшие получают различные травмы головы (около 60% случаев);
  • следующими по частоте повреждений идут переломы или ушибы ног (примерно 10%);
  • третьими названы травмы рук (каждая двенадцатая).

Одной из самых распространенных во время аварии травм являются:

  • переломы;
  • ушибы;
  • другие повреждения костей.

Существует три примерных организационных этапа оказания помощи при аварии, которую смогут оказать водители, пассажиры, очевидцы происшествия:

  • • экстренная помощь на месте аварии (извлечение пострадавшего из автомобиля и неотложная помощь при угрозе жизни);
  • вызов скорой помощи;
  • транспортировка всех пострадавших в медучреждение.

Для минимизации физического вреда при травмах рекомендуется следующий алгоритм действий:

  1. Прекратить дальнейшее травмирующее воздействие на пострадавшего (оттащить от горящей машины, по возможности вытащить из обломков и т.п.).
  2. До прибытия скорой помощи поддерживать у раненого жизненно важные функции организма (сердцебиение, дыхание).
  3. Встретить машину скорой помощи, передать медикам пострадавшего.
  4. Если медпомощь задерживается и есть возможность эвакуировать потерпевшего самостоятельно – произвести транспортировку.

 

Б)Организовать профилактические консультации по изменению поведения на индивидуальном уровне, с учетом принципов мотивационного консультирования, для снижения злоупотребления алкоголем, психоактивных веществ.

 

В) В Школе поведенческих факторов риска (ШПФР) провести обучение лиц с поведенческими факторами риска, особенно с употреблением алкоголя, навыкам самоменеджмента, самоконтроля, самоответственности за здоровье с распространением Дневников самоконтроля.

 

Целевая группа взрослое население старше 64 лет

 

А) Проведение занятий в школе пожилых, с предоставлением основной информации о дорожно-транспортных происшествиях

Информационная часть мероприятия – раскрытие темы «Бремя дорожно-транспортного травматизма» (листовки, аудио-видеопродукция и др. вспомогательные материалы).

С точки зрения здравоохранения самая серьезная проблема, стоящая перед пожилыми людьми, связана с тем, что их мобильность вне дома может быть ограничена из-за того, что транспортная система не удовлетворяет их потребностей. Проблема безопасности чаще всего стоит на втором плане. Дорожно-транспортный травматизм не является одной из основных причин смерти пожилых людей. Однако число пожилых людей, попавших в дорожные аварии, часто превышает их долю в населении страны; особенно много пожилых становятся жертвами ДТП, как уязвимые участники дорожного движения. В частности, очень высок уровень травматизма и смертности пожилых пешеходов в результате ДТП. Это в основном объясняется особой физической слабостью пожилых людей. Широко распространенное убеждение, что пожилые водители представляют угрозу для дорожно-транспортной безопасности, является неправильным. В целом у пожилых водителей самый низкий уровень аварийности среди всех возрастных групп, их более высокий уровень травматизма и смертности объясняется их уязвимостью. Отличаются получаемые типичные травмы, отчасти из-за разного характера столкновений: у пожилых людей смертельные травмы грудной клетки случаются чаще, чем у более молодых водителей.

По последним исследованиям, посвященным проблемам старения и транспорту, главным для безопасности пожилых людей считалось обеспечение безопасности пешеходов. Эти исследования показали, что, если нет высококачественного удобного общественного транспорта, которым пожилые люди могут пользоваться для поездок «от двери до двери», то пользование частными автомобилями остается для них самым безопасным средством передвижения.

Медиа-мероприятия:

Цель:

  • Минимизировать влияния человеческого фактора на безопасность дорожного движения.
  • Добиться неукоснительного исполнения правил дорожного движения;
  • Снижение уровня дорожно-транспортного травматизма.
  • Вырабатывать у детей навыки безопасного поведения на улицах и дорогах; способствовать овладению правилами дорожного движения и знаниями дорожных знаков; воспитывать внимание, навыки осознанного использования знаний правил дорожного движения в повседневной жизни.

 

Форма проведения мероприятий:

1. Организовать рассылку анонса о предстоящих мероприятиях (приглашение на День открытых дверей в ПМСП, семинары, тренинги с указанием графика проведения, ф.и.о. специалистов, место проведения и т.д.) по профилактике дорожно-транспортного травматизма, в том числе соблюдение правил дорожного движения, оказание первой медицинской помощи, «золотого часа» на мобильные телефоны посредством Whatsapp, SMS-сообщений

2. Организовать размещение информационного материала (вкратце) по предупреждению дорожно-транспортного травматизма, в том числе по профилактике поведенческих факторов риска, соблюдению правил дорожного движения, в том числе велосипедистами, при езде на мопедах с фотографиями/видео в социальных сетях: Facebook, VКонтакте и др.

3. Разместить пресс-релиз на интернет ресурсах УЗ областей, гг.Астана, Алматы, медицинских организаций городского, областного, республиканского значения о профилактике дорожно-транспортного травматизма, правилах дорожного движения, профилактике употребления алкоголя, правилах оказания первой медицинской помощи;

4. Организовать на радио-телевизионных каналах выступления всех заинтересованных сторон, в первую очередь специалистов ПМСП, УВД по профилактике дорожно-транспортного травматизма, о соблюдении правил дорожного движения, скоростного режима в населенных пунктах, на республиканских трассах, о важности оказания своевременной первой медицинской помощи, транспортировки и т.д.;

5. Разместить публикации в периодических республиканских или региональных изданиях по профилактике дорожно-транспортного травматизма, путем соблюдения правил дорожного движения автотранспорта, велосипедистов, правилах «золотого часа» и других на государственном и русском языках;

6. Разместить информацию по вопросам ФЗОЖ, профилактике дорожно-транспортного травматизма и соблюдении правил дорожного движения в виде баннеров на стартовых страницах рейтинговых порталов (Nur.kz, Zakon.kz, Tengrinews.kz и др.) (например, информационно-образовательные материалы, аудио- видеоролики по травматизму и др.);

7. Обеспечить размещение информации о важности профилактики дорожно-транспортного травматизма (буклеты, листовки, плакаты), правилах дорожного движения, значении скоростного режима в местах пребывания и отдыха подростков и молодежи (парки, клубы, торгово-развлекательные центры), а также в центрах общественного питания в городах, республиканского значения, столицы;

8. Разместить аудио-видеоролики по интегрированной модели оказания медицинской помощи при травмах, аспектам здорового образа жизни на LED- мониторах, в общественном транспорте, метро, в местах массового пребывания населения, аэропортах, авто-железнодорожных вокзалах, сетях кинотеатров, крупных торговых центрах;

9. Обеспечить размещение наружной рекламы (бегущие строки, плакаты) о профилактике дорожно-транспортного травматизма, соблюдении правил дорожного движения, скоростного режима, «золотого часа», несовместимости потребления алкоголя и вождения транспорта;

10. Информировать население по радиоузлам в местах массового пребывания людей (торговые места, развлекательные центры, автовокзалы, железнодорожные вокзалы, аэровокзалы) по вопросам сохранения и укрепления здоровья, путем превенции дорожно-транспортного травматизма, с призывом к своевременному прохождению профилактического осмотра, для раннего выявления патологического состояния, заболеваний, препятствующих вождению транспортным средством.

 

Срок предоставления информации в НЦОЗ до13 сентября 2020 года в печатном и электронном форматах на адреса, согласно сопроводительному письму:

  • аналитическая информация в формате Word на государственном и русском языках с указанием целевых групп, мероприятий в рамках каждой целевой группы, организаций, в которых данные мероприятия проводились и число мероприятий и охваченных лиц;
  • анкетирование по НП;
  • таблицы в формате Excel, согласно Приложения 1.

 

 

РАЗРАБОТАНО:

Г.Миянова

СОГЛАСОВАНО:

З. Керуенова

 

К. Туякбаева

 

Страница создана: 17.09.2020 13:10
Страница обновлена: 17.09.2020 13:10
Просмотров: 20