Одной из важнейшей задачей общественного здравоохранения является обеспечение здоровья студентческой молодежи, как важнейшего трудового потенциала страны, без чего трудно рассчитывать на экономический рост и стабильность Казахстана. Система образования и просвещения является идеальным фактором для сохранения и укрепления здоровья. Важно, чтобы профессиональные работники сферы здравоохранения и образования, а так же представители общественности признавали роль системы образования в сохранении и укрепления здоровья, формировании здорового образа жизни для решения вопросов:
Одним из эффективных методов решения этих вопросов является проект Всемирной организации здравоохранения «Здоровые университеты», который основывается на принципах стратегии ВОЗ «Здоровье для всех», философии Оттавской Хартии по укреплению здоровья и программе ООН по переходу к устойчивому развитию «Повестка дня на ХХI век».
Проект «Здоровые университеты» разработан в Англии, в начале 90-х годов Ланкастерским и Центральным Ланкаширским Университетами. В 1996 года оба университета провели I Международную конференцию по обмену опыта эффективности внедрения проекта.
Республика Казахстан входит в число государств с высоким уровнем образования населения. В Казахстане 145 высших учебных заведений, в которых обучается 321 664 тысяча будущих специалистов. Эффективность получения профессиональных и интеллектуальных знаний в университетах и институтах зависит от многих параметров, в том числе от состояния здоровья студентов и преподавателей, их отношения к формированию здорового образа жизни. Молодежь на современном этапе является наиболее социально-активной и мобильной группой, которая в значительной мере определяет будущее государства, в том числе и благосостояние населения
нашей республики. К сожалению, приходится констатировать тот факт, что состояние здоровья студенческой молодежи Казахстана имеет тенденции к ухудшению, так например болезни органов пищеварения с ростом на 11 % и болезни нервной системы, с ростом на 14%. Стабильно высокой остается
заболеваемость мочеполовой системы. Практически у каждой студентки регистрируется анемия различной степени тяжести, что, безусловно, отражается на ее репродуктивной функции.
Внедрение проекта в Казахстане началась с марта 2000 года с успешной апробацией на базах пяти ведущих ВУЗов республики. В Акмолинской области проект внедрен с 2003 года. Впервые в проект вошли 3 ВУЗа г.Кокшетау. С 2015 года в проекте участвует Кокшетауский технический институт.
На сегодня в проекте участвуют 60 высших учебных заведения республики разных форм собственности: государственные и частные.
В Акмолинской области участвуют:
Целью данного проекта является интеграция принципов здорового образа жизни в структуру и в учебный процесс университетов посредством формирования ответственного отношения к здоровью и образу жизни среди студентов, профессорско-преподавательского состава и сообщества.
Задачи проекта:
Проект «Здоровые Университеты» является одним из эффективных методов и инструментов формирования здорового образа жизни и укрепления здоровья в Казахстане среди студенческой молодежи.
Стратегия укрепления здоровья молодежи, реализуемая Казахстанскими Университетами, отличается от других стран их активным участием в государственной политике по формированию здорового образа жизни, определенной стратегией социального развития «Казахстан — 2030».