«Утверждаю»
Директор
РГП на ПХВ «НЦОЗ» МЗ РК
______________Д. Кобжасаров
«______» ___________2020 год
Концепция Национальнойпрограммы«Быть здоровым - это модно!», приуроченной к Всемирному Дню здоровья(7 апреля)
Целевая группа – население РК, в т.ч.:
- дети от 3 до 6 лет и их родители;
- дети от 7 до 10 лет;
- дети и подростки от 11 до 14 лет;
- подростки от 15 до 17 лет;
- молодежь от 18 до 29 лет;
- взрослое население от 30 до 64 лет;
- взрослое население старше 64 лет.
Цели и задачи
Основной целью Национальной программы «Быть здоровым - это модно!»является сохранение и укрепление индивидуального здоровья путем формирования установок на здоровый образ жизни на всех этапах жизни,помочь людям делать выбор и принимать решения в пользу здоровья для себя и своей семьи, повышение осведомленности населения, общественности и медицинских работников по вопросам поддержания здоровья, развития в республике социально-ориентированной комплексной медицинской помощи (Система обязательного социального медицинского страхования(ОСМС),функционирования Национальной скрининиговой программы, которая обеспечивает всеобщий доступ к медицинским услугам для всех жителей Республики.
Основной задачейявляется предоставление людям информации и настоятельных рекомендаций в отношении сохранения здоровья и профилактики болезней и поведенческих факторов риска (привитие навыков здорового питания, повышения уровня физической активности;отказа от табакокурения и потребления алкоголя,повышение информированности населения об ОСМС и Гарантированного объема бесплатной медицинской помощи (ГОБМП) для обеспечения всеобщего охвата медико-санитарными услугами; разработка и внедрение комплекса информационно-методических программ с акцентом на целевую группу, включающих пропаганду, просвещение, образование в различных слоях населения, в том числе в организованных коллективах.
Программа основывается на следующих принципах:
Механизм реализации
Основным элементом механизма реализации является совместная деятельность организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь (далее – ПМСП), профильных служб, Центров формирования здорового образа жизни (далее – ЦФЗОЖ), департаментов контроля качества и безопасности товаров и услуг (далее – ККБТУ) областей игородов республиканского значенияна единой методологической основе с практической реализацией данных мероприятий на региональном уровне.
Быть здоровым - это целая наука и одно из её направлений -формирование культуры здоровья: совершенство физическое, духовное, социальное. В связи с этим человек и должен сотворить себя: быть здоровым и найти свой путь в жизни. Рост и развитие человека должны сопровождаться диагностикой уровня здоровья, приверженностью к здоровому питанию и физической активности, отсутствием вредных привычек. Здоровье - ключевая ценность для любого человека.
В честь основания ВОЗ каждый год 7 апреля отмечается Всемирный день здоровья, и с 2018 г. началась масштабная и продолжительная кампания, посвященная всеобщему охвату услугами здравоохранения. «Здоровье для всех» является руководящим принципом данной кампании и в целом, деятельности ВОЗ. Что такое всеобщий охват услугами здравоохранения?
Целью всеобщего охвата услугами здравоохранения является обеспечение того, чтобы все люди, независимо от пола, возраста, социального статуса, места проживания и доходов, получали необходимые им медицинские услуги и не испытывали финансовых трудностей в связи с их оплатой.
Особенности профилактических мероприятий на 2020, в сотрудничестве с НПО, с разделением на целевые группы по возрасту.
Целевая группа дети от 3 до 6 лет
а)Беседа «Витамины для здоровья» в организациях ДДУ с частием воспитателей.
Цель: учить детей различать витаминосодержащие продукты; объяснить детям, как витамины влияют на организм человека, об их пользе и значении для здоровья человека; помочь детям понять, что здоровье зависит от правильного питания – еда должна быть не только вкусной, но и полезной.
Материал: цветные карандаши, бумаги для рисования, конверт.
Ход занятий:
- Ребята, нам пришло письмо от Незнайки, послушайте что он нам пишет.
«Здравствуйте, ребята, меня зовут Незнайка! У меня случилась беда, я заболел. Говорят, чтобы не болеть нужно правильно питаться. Я старался, ел все только вкусное: пирожные, конфеты, пил пепси колу. Но, мне становится все хуже. Ребята, помогите, мне пожалуйста, разобраться, что мне нужно есть, чтобы быть здоровой?»
- Ребята, давайте попробуем с вами помочь Незнайке! Мы знаем, что витамины оказывают различное влияние на здоровье человека. Например, витамин А важен для зрения. Витамин В способствует хорошей работе сердца, а витамин Д делает наши ноги и руки крепкими. Какие продукты содержит витамины? (ответы ребят).
Витамин А – свекла, дыня, морковь, капуста, персики, шпинат, тыква, сельдерей.
Витамин В – рис, изюм, рыба, яйца, сыр, йогурт, орехи, бананы, хлеб, творог, говядина, баранина.
Витамин С – черная смородина, шиповник, апельсины, лимоны, лук, петрушка.
Витамин Д – рыбий жир, печень, сливочное масло.
- Как вы думаете, что будет с человеком, если питаться одними сладостями? (ответы ребят)
-Ребята, мы с вами знаем какие продукты полезные. Я предлагаю нарисовать полезные продукты для Незнайки, чтобы он знал, что нужно кушать, чтобы быть здоровым!
Дети рисуют продукты.
Итог. Ребята, какие вы узнали полезные продукты? Теперь, рисунки положим в конверт, подпишем его и отправим Незнайке!
Б) организация и проведение родительских собраний в ДДУ на следующие темы: «Правильное, здоровое питание для ребенка и всей семьи», «Пропаганда физической активности», «Здоровые привычки для жизни».
Для проведения родительских мероприятий привлекаются медицинские специалисты ПМСП, сотрудники ДДУ, специалисты службы ФЗОЖ, психологи, соцработники.
Информационный блок
Советы для родителей по воспитанию здоровых привычек у детей.
Здоровье Вашего ребенка является важнейшей ценностью и наша общая задача – сохранить и укрепить его.
Задача взрослых – создать условия для двигательной активности ребенка. Лучшая среда для этого – детская площадка, парк, т. к. они сочетает два важных условия для двигательной активности – пространство и свежий воздух.
Целевая группа дети от 7 до 10 лет
а) Проведение познавательных игр, выставки рисунков/плакатовпод девизом «Здоровое питание! » с участием педагогов, воспитателей, родителей, дошкольников и школьников.
Цель конкурса - визуализация идеи здорового питания для семьи, повышение грамотности детей и родителей в вопросах правильного питания для укрепления здоровья, с целью профилактики заболеваний.
Правила: на уроках познания мира, родного и иностранных языков, математики, труда и т.д.–провести игру. Для этого нужно попросить детей, родителей вырезать и принести из журналов/газет (например, продуктовые каталоги из супермаркетов) разные виды продуктов, или нарисовать. Материал: клей, ножницы, большой лист бумаги или два отдельных листа. Надо на бумаге сделать две колонки «Да» и «Нет, иногда».
Под колонкой «Да» приклеить/нарисовать изображения продуктов, полезных для здоровья, «здоровые» варианты выбора, а в колонке «иногда» -продукты, неполезные (с большим содержанием сахара, соли, жиров, сладкие напитки, сладости, фаст-фуд), потребление которых надо ограничить. Обсудите выбор детей. Изучите вместе группу продуктов из колонки «иногда», чтобы вы могли согласовать, какие продукты/пищу отнести в данную группу и почему.
Также данные работы можно вывесить в школе в качестве выставки, работы могут быть выполнены детьми в командах, индивидуально или совместно - детьми и взрослыми.Наиболее яркие, наглядные работы с правильной информацией можно оценить и выявить победителей. Работы вывешиваются в школе в местах, доступных для просмотра родителей, также в соответствующих разделах сайтов школ, в электронном дневнике «Кунделик».
Варианты данной деятельности: Попросите родителей помочь своим ученикам вести дневник пищи, которую они едят за один день. Попросите их поставить зеленый флажок рядом со здоровым выбором и красную отметку рядом с нездоровым выбором продуктов и пищи.
Б)Проведениедидактической игрына тему:«Да или нет» в общеобразовательных учреждениях
Цель: сформировать представления детей о продуктах питания, их разнообразии, ценности и влияния на организм. Помочь детям понять, что еда должна быть не только вкусной, но и полезной, закреплять знания о пользе витаминов.
Перед началом игры, педагог рассказывает о полезных и вредных продуктах.Далее, дети делятся на команды. Задание — команды отвечают на вопросы педагога «Да» и «Нет», поднимая соответствующие таблички. За каждый правильный ответ команде выдаётся жетон.
Вопросы:
После каждого ответа, команда объясняет причину. Например, яблоки весной уже не так полезны, как осенью, потому что пока они зимой хранятся, витамины в них разрушаются. Объяснения нужны для создания осознанной мотивации к правильному питанию.
в) Проведение спортивных мероприятий, эстафет, флеш-мобов, массовых физкультминуток под девизом «Быть здоровым это модно!».
Дети 7-10 лет находятся в фазе активного роста, провести мероприятие, учитывая потребность активного движения, которое позволяет обеспечить гармоничное физическое развитие формирующихся мышц. Пример флеш-моба под девизом «Быть здоровым это модно!». Необходимо: музыкальное сопровождение, большой лист ватмана или плакат, маркеры, видеокамера, помещение или площадка на открытом воздухе.Если, количество участников около 20-30, то можно встать в круг, поприветствовать всех, каждый сообщает свое имя.Под музыку для разогрева – разминка 5 минут (бег, прыжки на месте, 10 приседаний и другие).
Спросить участников: «Какие слова приходят вам на ум когда вы слышите тему нашего флеш-моба «Быть здоровым это модно!»? Участники громко называют слова, организаторы записывают их на плакате, создавая группу слов. Затем, используя слова из данной группы, организатор говорит: «Когда я скажу «Старт!»», в ответ на слово_____ (называется слово из группы слов) сделайте позу или придумайте движение, которые выражаетзначение данного слова для вас». Организатор сначала показывает примеры, что для него значит слово, например, слово «спорт», и принимает позу или показывает соответствующее движение. Затем называя по одному слову, начинается работа всей группы.
После этого попросите ребят создать мини-группы из 2-4 человек и выбрать по 2 слова из списка и показать свои движения и научить им других.
Далее можно выбрать четыре позы или движения, их последовательность и воспроизвести их последовательно всем вместе по 30 секунд под музыку.
В конце мероприятия поблагодарить друг друга. Сделать фото, выложить видео, фото, создать новость, информацию в социальных сетях с хештегом #бытьздоровыммодно.
Целевая группа дети и подростки от 11 до 14лет
а)Организация классных и кураторских часов, уроков, тренингов по вопросам важности физической активности для подростков для здоровья, благополучия и профилактики заболеваний.
Оставаться активным и подобрать физическую активность для души, это навыки, которые идут с нами по жизни. На этом уроке учащиеся узнают, что есть много интересных способов быть физически активными - командные виды спорта это не единственный вариант. Они придут к пониманию рекомендаций по физической активности для их возрастной группы, проанализируют их собственные уровни физической активности и примут участие в задании по увеличению времени их физической активности.
В конце урока ученики лучше поймут важность физической активности и выявление интересных способов для двигательной деятельности.
Для начала школьники используют свои тетради для записи того, сколько минут они проводят физически активными в течение 3последовательных дней. По крайней мере, 1 день должен быть выходнымднем. Школьники должны оценивать количество минут, которые они проводятфизически активно на протяжении всего дня, например, подъем по лестнице, прогулка, бег,танцы, скейтбординг, баскетбол, велосипед и т.п. Учитываются дажекороткие 5- и 10-минутные периоды физической активности.Например, понедельник: прогулка с собакой (10 минут),играл в футбол (45 минут), делал приседания (5 минут),танцевал под музыку (5 минут).
2-задание. Почему быть физически активнымважно?
Попросите учащихся заранее изучить информацию о пользе физических упражнений и другой деятельности и обсудить ряд вопросов, например,Почему быть физически активным важно? Каким образом физическая активность помогает нам делать то, что мы любим делать,но делать это лучше? Обсудите многие преимущества для здоровья ума и тела. Например,физическая активность может сделать тебя сильнее; позволит тебя почувствовать, что у тебя больше энергии; поможет поддерживать здоровье сердца, костей, мышц и суставов. Будучи физическиактивным,ты поможешь себе улучшить внимание и обучение,а также уменьшишь стресс и научишься расслабляться. Пусть школьники поделятся примерами, когда физическая деятельность заставила их чувствовать себя лучше. Как им стало лучше?
Наконец, физическая активность важна для поддержанияздорового веса. Обсудите некоторые проблемы последствий для здоровьяожирения, такие как болезни сердца, диабет 2 типа и повышенный риск развития различных видов рака. Физическая активность это не только когда вы занимаетесь спортом! Это и ходьба пешком, поездка на велосипеде до школы и обратно, подвижные игры, футбол во дворе, скейтборд, прыжки со скакалкой, игры с мячем и др.
3-задание: Составить план - Журнал физической активности
Подсчитайтесколько времени вы не лежите или не сидите. Умеренная или энергичная/высокой интенсивности?
Во время умеренной активности вы можете говорить, но вы не можете петь. Примеры: езда на велосипеде по ровной поверхности, скейтбординг, танцы, ходьба в школу.
Во время энергичной деятельности вы можете сказать только несколько слов, не останавливаясь, чтобы отдышаться. Примеры:бег, езда на велосипеде в гору (на подъем), баскетбол, плавание, карате, хоккей, прыжки на скакалке.
Низкой интенсивности - легкие растяжки, складывание одежды, мытье посуды, подготовка к школе.
Сколько минут ученикибыли физически активными с учетом разной интенсивности? Как близко они пришли крекомендации, что дети и подростки должны практиковать 60 минут или больше физической активности в день,большинство из которой является умеренной и высокой интенсивности? Сложить минуты одного класса и сравнить с минутами другого класса, определить, кто больше по времени физически активен.
4. Мозговой штурм, чтобы «увеличить» фитнес. Разделить школьников на четыре группы - до школы, во время учебы, послешколы и выходные. Пригласите группы провести мозговой штурм поспособам включения большей физической активности в ихкатегории, ориентированные на умеренную и интенсивнуювиды деятельности. Например, группа «Во время учебы» может предложить ходить по беговой дорожке на школьной спортплощадке или поле во время обеда.
Напомните учащимся, чтобы они были творческими в использовании средстви оборудования. Например, школьники могут разработать курс препятствий или хореографию к любимой песне. Попросите группы сделатьплакаты или записи в блогах, которые будут вдохновлятьшколы, чтобы «двигаться больше».
Попросите учащихся подумать о своей личной цели физической активности. Попросите их записать любые идеи или новые виды деятельности, чтобы помочь им достичь своих целей.
Разместить информацию о своей физической активности или своего класса на личных страницах, страницах школы в Интернете, сообщения и посты в «Кунделик», в социальных сетях с хештегом #движениеэтожизнь
б) Написание диктантов, изложений, рефератов, сочинений на тему: «Пропаганда правильного питания (ограничение потребления продуктов, содержащих избыточное количество соли, сахара, трансжиров)»; «Пропаганда физической активности», «Профилактика табакокурения»; «Профилактика потребления алкоголя», «Час физической активности каждый день»;
Письменные работы по содержанию должны отражать принципы здорового образа жизни, рекомендуемые параметры, характеристики, выгоды для здоровья молодежи, здорового рациона питания, физической активности, стремления не приобщаться к курению, потреблению алкоголя и т.п.Основная цель проведения письменных работ – информационно - обучающая, аналитическая деятельность.
Целевая группа дети от 15 до 17 лет
а)Написание диктантов, изложений, рефератов, сочинений на тему: «Пропаганда правильного питания (ограничение потребления продуктов, содержащих избыточное количество соли, сахара, трансжиров)»; «Пропаганда физической активности», «Профилактика табакокурения»; «Профилактика потребления алкоголя», «Час физической активности в день»
Изложение на тему: «Меньше соли — лучше жизнь»
Соль поваренная - популярная пищевая добавка, основным компонентом которой является хлорид натрия. Большинство людей употребляют слишком много натрия в виде соли. Дети особенно подвержены привыканию к вкусу соли, это может вызвать повышенную потребность в продуктах с высоким ее содержанием и положить начало привычке, которая сохранится на всю жизнь. Подростки любят фаст-фуд и другую соленую пищу.
Исследования показали, что высокий уровень потребления соли в любом возрасте приводит к повышению артериального давления. Если повышенное артериальное давление проявляется в детстве, оно продолжит проявляться и во взрослом возрасте, повышая риск гипертонии и болезней сердца в будущем.
Люди часто не представляют, сколько соли в день они потребляют. Во многих странах бóльшая часть соли поступает в обработанных пищевых продуктах, например, в готовых блюдах, колбасах, ветчине и салями, сыре и соленых закусочных продуктах или в пищевых продуктах, потребляемых в больших количествах, например, хлебе. Соль также добавляют в пищу при ее приготовлении, например, в бульон, бульонные кубикиили на столе, в виде столовой соли, соевого соуса.
Для детей и подростков количество потребления соли не должно превышать 5 г в день, примерно чайная ложка соли в день.
Как сократить потребление соли? Нужно не добавлять соль, соевый соус во время приготовления пищи, не выставлять соль на стол, ограничивать потребление соленых закусочных продуктов;выбирать продукты с более низким содержанием натрия.
Как определить количество соли в готовых продуктах питания?
На этикетках часто указывается содержание соли в продукте или на 100 грамм данного продукта. Но не все этикетки расскажут о количестве соли в продукте. На некоторых указано количество натрия. В этом случае можно определить количество соли, умножив содержание натрия на 2,5.
Много соли содержится в таких продуктах как бульонные кубики, сухарики, соусы, чипсы, готовые супы, копченые колбасы, консервы и другие продукты.
б) проведение творческого конкурсана тему: «Быть здоровым-это модно!».
Формируются команды, которые выпускают тематический ролик, представляющий физическую активность команды, например, танцевальные минутки, массовые зарядки, кросс, езда на велосипеде, и т.д., принимают участие вофлеш-мобе, разрабатывают свой проект и проводят акцию «Быть здоровым – это модно». В финале мероприятия проводится подведение итогов конкурса, на котором будет показан ролик, мероприятие оценивается судейской командой, определяется победитель, вручается сертификат, диплом.
Разместить информацию о своей физической активности, или своего класса на личных страницах, страницах школы в Интернете, сообщения и посты в «Кунделик», в соц.сетях с хештегами #движениеэтожизнь и #бытьздоровыммодно.
в) проведение классного и кураторского часана тему: «Факты о полезном питании»
Цель мероприятия: создание устойчивых знаний и навыков по сбалансированному питанию, выбору более здоровых продуктов в магазине, выбору полезных перекусов, меню.
Вспомогательное оборудование: буклеты, модели и муляжи; видеоролики, анкеты для групповых ответов, картинки «здоровых» и «нездоровых продуктов» и блюд.
Проведение работы в группах, организация ярмарки здорового питания, составление книги рецептов здоровых полезных блюд и вариантов здоровых перекусов, информирование о количестве сахара в сладких напитках.
Рекомендации относительно здорового рациона питания:
Г) проведение анкетирования населения «Здоровое питание - путь к отличным знаниям!», направленная на привитие основы культуры здорового питания школьниковс целью мониторинга качества исполнения мероприятий, в соответствии с приложением 2.
Целевая группа молодежь от 18 до 29 лет
а) организация физкультурно-оздоровительных акций, эстафет, велопробегов, флеш-мобов, кроссов под девизом «Движение это жизнь!».
Сценарии организации и проведения массовой зарядки на свежем воздухе:
Информировать заранее население, привлечь молодежные организации, волонтерское движение. Подготовить комплекс простых понятных упражнений и соответствующую музыку. Организовать фото и видеосъемку, и привлечение прессы. Фотографии размещаются в социальных сетях и на сайте.
Разместить информацию о своей физической активности, или своего класса на личных страницах, страницах школы в Интернете, сообщения и посты в «Кунделик», в соц.сетях с хештегами #движениеэтожизнь и #бытьздоровыммодно.
б)организация интерактивного тренинга «Здоровое питание–основа жизни» с использованием симуляционных моделей и муляжей по сбалансированному питанию, постеров и инфографик по правильному питанию.
Цель: ознакомить с основами рационального и разнообразного питания, его принципами, отработка навыков составления рациона питания согласно пирамиде питания, пропагандировать сбалансированное питание среди детей, подростков и молодежи, способствовать формированию ценностного отношения к собственному здоровью.
Ход тренинга:
в) проведение в колледжах, университетах, молодежных организациях выставок/конкурсов продуктов и напитков для здорового питания, полезных для здоровья блюд, мастер классов по приготовлению здоровых перекусов с организацией фото и видеосъемки, и привлечением прессы. Фотографии размещаются в социальных сетях и на сайтах, личных страничках с хештегами#движениеэтожизнь, #бытьздоровыммодно, #питайсяправильно.
г) проведение анкетирования населения «Здоровое питание - путь к отличным знаниям!», направленная на привитие основы культуры здорового питания школьниковс целью мониторинга качества исполнения мероприятий, в соответствии с приложением 2.
Целевая группа взрослое население от 30 до 64 лет
а) Проведение круглого стола на следующие темы: «Пропаганда правильного питания (ограничение потребления продуктов, содержащих избыточное количество соли, сахара, трансжиры)»;«Физическая активность», ««Профилактические медицинские осмотры населения», «Отказ от табакокурения», «Ограничение потребления алкоголя».
Важно освятить в рамках данных мероприятий: в республике созданы условия по сохранению и укреплению здоровья для всего населения («Здоровье для всех») в рамках предоставления бесплатных услуг ГОБМП, ОСМС, Национальной скрининговой программы; профилактика и отказ от основных факторов риска хронических заболеваний(нездоровое питание, низкая физическая активность, табакокурение, потребление алкоголя) на всех этапах жизни способствует снижению заболеваемости неинфекционными заболеваниями и увеличению продолжительности и качества жизни.
Ключевые моменты организации круглых столов: определение участников мероприятия (организованные коллективы, население, ведущие специалисты управлений здравоохранения, акиматов, руководители предприятий, религиозные представители, медийные лица, медицинские специалисты, профильные специалисты – ВОП, психологи, соцработники, специалисты службы формирования ЗОЖ), составление программы мероприятия, согласование времени и места проведения, по окончанию мероприятия фотографии выставляются в социальных сетях и на сайтах организаций.
б) Проведение спортивных мероприятий, как метода популяризации физической активности и спорта среди населения, мобилизация общественности к физической активности, формирование солидарной ответственности за свое здоровье, профилактика неинфекционных заболеваний, а также пропаганда активного образа жизни среди населения с привлечением работодателей, общественности, коллективов предприятий.
Задачи:
1. Укрепление здоровья населения путем повышения физической активности с учетом рекомендации ВОЗ.
2. Популяризация активного образа жизни населения путем пропаганды физкультуры и спорта, развития командных видов игр (волейбол, баскетбол и др.), спортивных, танцевальных разминок, активное посещение общественных спортивных площадок, скандинавская ходьба, отказ от пользования общественным транспортом в пользу ходьбы пешком.
Советы для повышения уровня физической активности в повседневной жизни: больше ходите пешком, откажитесь от лифта, выполняйте посильную работу по дому, в огороде, занимайтесь на доступных спортивных площадках на свежем воздухе. Взрослым людям необходимо, по крайней мере, 5 или более дней в неделю по 30 минут в день выполнять физические упражнения средней или высокой интенсивности помимо повседневной активности.
Разместить информацию о своей физической активности, или своего коллектива на личных страницах, страницах организаций в Интернете, сообщения и посты в соц.сетях с хеш тегом #движениеэтожизнь или хештегом #бытьздоровыммодно.
в)проведение семинаров, круглых столов для рабочих коллективов, выездных акций на территории рынков:консультации врачей, измерений АД, веса, роста, подсчет индекса массы тела. Необходима разъяснительная работа о том, что в рамках ГОБМП предусмотрены скрининговые осмотры на раннее выявление заболеваний и их факторов риска, о важности профилактических медицинских осмотров (всеобщий охват услугами здравоохранения),образовательная работа по профилактике сердечно-сосудистых заболеваний, рака, диабета хронических болезней дыхательной системы с акцентом на четыре фактора риска: курение, потребление алкоголя в повышенных дозах, питание и недостаточная физическая активность. Участники семинаров, круглых столов, выездных акций- трудовые коллективы, самозанятые, индивидуальные предприниматели, педагоги, медицинские специалисты, психологи и др.
Ключевые моменты организации семинаров: определение участников мероприятия (медицинские специалисты, профильные специалисты – онкологи, ВОП, психологи, соцработники, специалисты службы формирования ЗОЖ), составление программы мероприятия, согласование времени и места проведения, по окончанию мероприятия фотографии выставляются в социальных сетях и на сайтах организации, личных страничках с хештегами#движениеэтожизнь, #бытьздоровыммодно, #питайсяправильно.
г) проведение анкетирования населения «Здоровое питание - путь к отличным знаниям!», направленная на привитие основы культуры здорового питания школьниковс целью мониторинга качества исполнения мероприятий, в соответствии с приложением 2.
Целевая группа взрослое население старше 64 лет
а) Проведение вечера вопросов и ответовдля населения, бесед, консультаций, диспутов, встреч вШколах здоровья, ПМСП, во дворах, дворовых клубах, обществах ветеранов, супермаркетах с участием медицинских работников, психологов, соцработников, инструкторов ЛФК, спортивных тренеров на тему:«Пройди своевременно скрининг»;«Профилактика табакокурения и способы отказа от курения»;«Профилактика потребления алкоголя»;«Пропаганда правильного питания (ограничение потребления продуктов, содержащих избыточное количество соли, сахара, трансжиры)»; «Пропаганда физической активности».
Ключевые моменты организации диспутов, вечеров вопросов и ответов: определение участников мероприятия (медицинские специалисты, профильные специалисты, ВОП, психологи, соцработники, специалисты службы формирования ЗОЖ), составление программы мероприятия, согласование времени и места проведения, по окончанию мероприятия фотографии выставляются в социальных сетях и на сайтах организации, личных страничках с хештегами#движениеэтожизнь, #бытьздоровыммодно, #питайсяправильно.
Информационная часть мероприятия – раскрытие темы «Здоровье в любом возрасте» с акцентом на правильное питание и физическую активность.
б)Проведение информационно-образовательных мероприятий для пожилых людей в профильных школах здоровья, во время приема, круглыхстолов для медицинских работников, в местах массового нахождения людей, в районах проживания населения по тематике важности физической активности для пожилых людей. Привлечение спортсменов, тренеров, инструкторов, мед. работников.Демонстрация и отработка комплекса упражнений, разработанных с учетом пожилого возраста.
Физическая активность имеет много преимуществ для здоровья в возрасте 64 лет и старше. Регулярная физическая активность:
Проведите больше времени в физическиактивномсостоянии и меньшее время сидя. Ежедневная деятельность, такая как домашняя работа и мойка автомобилявеликолепная, так как она помогает вамвносить свой вклад в общую физическую активность и сократить времяв положении сидя. Даже небольшое количество физической активности может иметь положительные преимущества для вашего здоровья.
Цель в течение как минимум 30 минут выполнять физическуюдеятельность, которая делает ваше дыхание частым иувеличивается вашпульс (аэробная активность),пять дней в неделю.
Умеренная активность средней интенсивности вызывает небольшое,но заметное учащение дыхания исердцебиения. Вы можете общаться во время нагрузки умеренной интенсивности.
Физическая активность высокой интенсивности значительно учащает дыхание и сердечный ритм. Выне в состоянии общаться во время такой интенсивнойфизической деятельности.
Аэробные мероприятия, которые приносят пользу пожилым людям
Аэробная деятельность средней интенсивности: велоспорт, быстрая ходьба, танцы, подъем по лестнице, прогулки с внуками, водная аэробика.
Аэробная деятельность с высокой: ходьба в гору, вкапывание огорода, бег, велоспорт (более 16 км / ч), быстрые танцы.
Поговорите с врачом перед началом или увеличением физической активности. Чтобы уменьшить риск получения травмы, пожилые люди, которые физически неактивны или малоподвижны или у кого естьодно или несколько проблем со здоровьем должны обратиться за советом к соответствующему врачуперед началом или увеличением уровня активности.
Начинайте медленно и повышайте активность до рекомендуемого ежедневного уровня физической активности.В неделю стремитесь сделать три занятия на гибкость и баланс, идвазанятия на сопротивление.
Виды деятельности на сопротивление: принести покупки до дома,поднятие тяжестей, езда на велосипеде, горный туризм, гимнастика тай-чи, подъем по лестнице, плавание, водная аэробика, силовые тренировки, упражнения на пресс.
Растяжки: упражнения на растяжку, для суставов, садоводство, домашние дела, пилатес, мойка автомобиля, йога, упражнения на пресс.
Занятия на поддержание баланса: социальные танцы, стояние на одной ноге, упражнения на пресс, велосипед, пилатес, йога.
Будьте в безопасности:
б) проведение анкетирования населения «Здоровое питание - путь к отличным знаниям!», направленная на привитие основы культуры здорового питания школьниковс целью мониторинга качества исполнения мероприятий, в соответствии с приложением 2.
Медиа-мероприятия:
Цель: повышениезнаний и навыков среди населения о мерах укрепления и сохранения здоровья, профилактике поведенческих факторов риска и социально-значимых заболеваний на всех этапах жизни, скрининговых обследованиях населения,о системе обязательного социального медицинского страхования на государственном и русском языках:
Форма проведения мероприятий:
Срок предоставления информации в НЦОЗ в печатном и электронном форматах akm.zozh@mail.kzв срок до 5 июня 2020 года:
Ответственный исполнитель: Оразалиева Б.
Приложение 2
«Быть здоровым - это модно», приуроченная к Всемирному Дню здоровья
1.Ваш пол
а) мужской
б) женский
Ваш возраст_________________(укажите полное число лет)
2.Как вы оцениваете состояние своего здоровья?
а) хорошее
б) удовлетворительное
в) плохое
г) затрудняюсь ответить
3. Какие из ценностей, приведенных ниже, для вас наиболее важны?
а) материальное благополучие
б) качественное образование
в) хорошее здоровье
г) привлекательная внешность
д) любимая работа
е) возможность общаться с интересными людьми
ё) благополучная семья
ж) свобода и независимость.
4.Какие условия для сохранения здоровья вы считаете наиболее важными?
а) хорошая наследственность
б) хорошие экологические условия
в) выполнение правил здорового образа жизни
г) возможность консультаций и лечения у хорошего врача
д) знания о том, как заботиться о своем здоровье
е) отсутствие физических и умственных перегрузок
ё) регулярные занятия спортом
ж) достаточные материальные средства для хорошего питания, занятий спортом и т.д.
5.Как вы относитесь к информации о том, как заботиться о здоровье?
а) это всегда интересная и полезная информация
б) иногда это достаточно интересная и полезная информация
в) не очень интересная и полезная информация
г) эта информация меня не интересует
6.Считаете ли вы следующее вредным для Вашего здоровья?
а) неправильное питание(потребление очень много жирного и сладкого и очень мало овощей и фруктов)переедание
б) употребление алкоголя
в) употребление наркотиков
г) пассивный/сидячийобраз жизни
е) курение
ё) недоедание
7.Знаете ли Вы чем вреден алкоголь для организма?
а) знаю, конечно __________________________________
б) нет ___________________________________________
8.Знаете ли последствия курения?
а) да, конечно _____________________________________
б) нет ____________________________________________
9.Достаточно ли вы заботитесь о своем здоровье?
а) вполне достаточно
б) не вполне достаточно
в) недостаточно
10. Откуда Вы узнаёте о том, как заботиться о здоровье?
а) от родителей
б) от друзей
в) в школе
г) из журналов, книг
д) из передач ТВ
Спасибо за ваши ответы на вопросы анкеты!