ЦЕНТР ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ
ПРИ ГКП НА ПХВ "ГОРОДСКАЯ ПОЛИКЛИНИКА" АКМОЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ
ТЕЛ: +7(7162) 26-64-60;ТЕЛ: +7(7162) 55-12-78;
E-MAIL: akm.zoz@mail.ru
WWW.AKMZOZH.KZ       +7 (778) 267-44-31


Концепция Национальнойпрограммы«Безопаснаяжизнь!» попрофилактикетравматизма

«Утверждаю»

Директор

РГП на ПХВ «НЦОЗ» МЗ РК

______________Д. Кобжасаров

«______» ___________2020 год

 

 

Концепция Национальнойпрограммы«Безопаснаяжизнь!»

попрофилактикетравматизма

(с 1 по 30 апреля)

 

Целевая группа – население РК, в т.ч.:

- дети от 3 до 6 лет и их родители;

- дети от 7 до 10 лет;

- дети и подростки от 11 до 14 лет;

- подростки от 15 до 17 лет;

- молодежь от 18 до 29 лет;

- взрослое население от 30 до 64 лет;

- взрослое население старше 64 лет.

 

Цели и задачи

Основной целью программы является формированиенавыковсамосохранительногоповедения в т.ч. соблюдениеправилобращения с огнеопасными, химическими, легковоспламеняющими, токсическимивеществами, электрооборудованием, дворовыми и спортивнымисооружениями, соблюдениескоростногорежима, Правилдорожногодвижения, профилактикеповеденческихфакторовриска, в целяхпрофилактикитравматизма (ушибы, переломы, падения, ожоги, электротравмы, утопления, ожоги, обморожения, отравления, укусыживотных и насекомых и др.).

Основнойзадачейпрограммыпо профилактике травматизма (бытового и дорожно-транспортного), являетсяукреплениеи сохранениежизнинаселения, усилениеответственности и привитиенавыковсамосохранительногоповедения,привлечениевнимания общественности к проблеме травматизма, информирование населения о мерах предупреждения всех видов травм.

 

Механизм реализации

Основным элементом механизма реализации является совместная деятельность организаций,  оказывающих первичную медико-санитарную помощь (далее – ПМСП), Центров формирования здорового образа жизни (далее – ЦФЗОЖ), департаментов контроля качества и безопасности товаров и услуг (далее – ДККБТУ) областей и городов республиканского значения на единой методологической основе с практической реализацией данных мероприятий на региональном уровне.

 

Целевая группа дети от 3 до 6 лет и их родители

 

А) Сказка для детей по противопожарной безопасности «Пожар в лесу» в детских дошкольных организациях (далее- ДДУ).

Цель: формирование у детей осознанного и ответственного отношения к соблюдениюправил пожарной безопасности.

Герои: лиса, заяц, медведь, два волка, ворона: голос. Рассказчик-взрослый.

Декорации: домик зверей, ёлочки, домбра, пенёк.

Атрибуты: три ведра, мешок, бумага, спички, мусор.

 

Рассказчик:На полянке, возле речки, стоит домик-теремок.

В нём живут зверюшки дружно, вот уже который год.

Берёт в лапки домбру, серый зайка, молодец.

Собирает всех зверюшек у пенёчка, удалец.

Заяц: Эй, зверюшки, выходите, у пенёчка поплясать.

Буду вам на домбрезвонко, весело играть.

Танец зверей.

1-й Волк: Побежали в лес гулять?

Будем в игры мы играть.

2-й Волк: Побежали в глубь скорей

Там нам будет веселей.

Рассказчик: В том лесу, неподалёку, на полянке у ручья,

Туристов группа отдыхала, оставив мусор после себя.

На ту поляну вышли волки.

Нашли мешок они вдвоём.

Лежали спички и бумага на беду в мешочке том.

Волчата спички в лапки взяли, решили ими поиграть.

Ворона, мимо пролетая, их стала каркая, предупреждать.

Ворона: Вы волчата не шалите.

Кар-кар-кар! Беда, беда может случиться.

Пожар, пожар! Кар!

Рассказчик: Непослушные волчата спичкой чиркнули и вдруг

Загорелось, затрещало всё вокруг.

Огня волки испугались, завыв, бросились бежать.

А ворона, наблюдая, стала каркать,

О беде предупреждать.

Ворона: Кар-раул! Беда-беда!

Все сюда! Скорей сюда!

Лес горит. Спасайте дом

Рассказчик: Зайка, мишка и лиса услыхали, что беда,

Взяли вёдра и бежать - от пожара лес спасать.

Потушили злой огонь, лес спасли зверята.

А волчатам очень стыдно.

Плачут, сидя под кустом.

Из-за их игры со спичкой всё могло сгореть кругом.

Все в лесу могли погибнуть.

Спички - это не игрушки, знают все на свете.

Пожар от них случиться может, помните об этом, дети.

Все хорошо, что хорошо кончается!

 

Б) Организация и проведениесеминара для воспитателей ДДУпо теме падений, ожоги, травмы головы.

Для проведения семинара привлекаются специалисты ПМСП,травматолог.

Даже если ты абсолютно здоров, чувствуешь себя прекрасно, настроение отличное, ничего не болит, есть у тебя еще один враг, который за одну секунду может превратить тебя в нездорового человека. Этот враг- травмы. Травмы - это повреждение органов или тканей организма. Это ушибы, переломы, ожоги, поражения электрическим током и другие. Почему их надо опасаться и как избежать, ты сейчас узнаешь.

Ушиб-повреждение органов и тканей от ударов или падений, при котором кожа остается целой. Ушибы бывают легкие и тяжелые. Легкий ушиб - это когда не очень больно, может даже не появиться синяк. Такие ушибы быстро проходят и врач не нужен. А вот при тяжелых ушибах могут повредиться почки, печень и другие органы. Особенно опасны ушибы головного мозга. Тяжелые ушибы лечат только в больнице.

При переломах возникает боль, участок тела в месте перелома опухает именяет свою форму. Переломы бывают закрытые и открытые. Если в месте перелома кожане повреждена - это закрытый перелом. Если же кожа повреждена, идеткровь и, возможно, из раны видны осколки кости -это открытый перелом. Он намного опаснее закрытого, потому что в рану может попасть инфекция.

Ожог бывает не только от огня, но и от кипятка, пара (например, из кипящего чайника) или раскаленных предметов (утюг, электроплитка, печь). Даже от солнца. Ты замечал, если очень долго загорать, кожа краснеет и болит? Это - солнечный ожог. Ожоги бывают разной степени тяжести. Если кожа только покраснела и болит, то это ожог первой степени. При ожоге второй степени на коже появляются водянистые пузыри. Ожог третьей степени поражает уже все слои кожи. Ты ведь знаешь, что кожа состоит из нескольких слоев. Кожа как бы сгорает, обугливается. Но самая тяжелая степень ожога - четвертая, когда сгорают и обугливаются даже мышцы и кости. Обязательно позвать напомощь взрослых и обратиться к врачу.

Утопление–смерть или патологическое состояние, возникающее в результате погружения организма в воду или другую жидкость. Дети младше 5 лет образуют группу наиболее высокого риска утопления, за ними следуют подростки в возрасте 15-19 лет.Дети в данном возрасте, которые более подвижны и любознательны, но все еще слишком малы, чтобы у них были развиты навыки предотвращения или понимания опасностей, часто ускользают из-под присмотра взрослых и забираются или падают в близлежащий водоем.

Травмы колющими, режущими предметами

Чаще всего встречаются повреждения органов зрения. В результате такого повреждения нарушается не только целостность, но и функциональные возможности органа зрения.Существует несколько видов травм глазного яблока, которые можно классифицировать по признакам:

1.Попадание в глаз инородных тел (мелких предметов, насекомых, химических веществ). В этом случае у пациента наблюдается слезотечение, рези и болевой синдром при моргании.

2.Внешнее механическое воздействие (сотрясение, сдавливание, воздействие тупыми и острыми предметами, огнестрельные и другие ранения).

3. Термические ожоги от пара, тлеющих и горящих предметов, языков пламени.

4.Химические ожоги. Возникают при контакте с различными химическими соединениями, чаще всего это щелочи и кислоты, но в некоторых случаях травма глаза возможна при контакте с клеями, известью, цементным раствором и растворителями.

5.Воздействие на глаз ультрафиолета (такой вид повреждений возможен как после длительного пребывания на солнце, так и под искусственными источниками освещения, в том числе – под кварцевыми или обычными лампами).В большинстве случаев поражения происходят в бытовых условиях, и в таких ситуациях необходимо срочное оказание помощи пострадавшему.

Электротравма.Это опасность - получить удар электрическим токомили электротравму.Если удар легкий и короткий, человек чувствует толькорезкую и неприятную боль. Еслиудар более сильный, в том месте,где человек соприкасался с электропроводом, кожа покраснеет, станет нечувствительной, может дажепоявиться глубокий ожог.При ударе электрическим током страдает весь организм. В первую очередь - нервная система,а также сердце и сосуды. Тяжелаяэлектротравма может привести к гибели человека.Удар током можно получитьот поврежденного электропровода,неисправленного электроприбора (холодильник, стиральная машина, магнитофон, настольная лампа), оборванного электропровода, свисающего со столба. В последнее время участились случаи ожогов от зарядного устройства мобильного телефона, оставленного в розетке.

 

Целевая группа дети от 7 до 10 лет

 

А)Сюжетная игра «Мы - пожарные» среди детей в общеобразовательных учреждениях с участием педагогов.

Цель: ознакомить детей с огнем и его свойствам

Оборудование: вёдра, ведра с песком, водой, землей, лопата, сухие ветки, бумага, пластмассовые предметы, пенопласт, пластиковые бутылки. Материал для опытов с огнем: металлический поднос, парафиновые свечи, емкости с водой, песком, землей, стеклянная колба.

ХОД ЗАНЯТИЯ.

Ведущий: Ребята! Сегодня мы с вами повторим правила поведения при пожаре, поработаем в лаборатории: изучим свойства огня, узнаем, чем можно потушить огонь.

- Как вы думаете, любой ли человек может быть пожарным.

Дети: Нет, чтобы стать пожарным, необходимо пройти специальное обучение, подготовку.

Ведущий: Как вы думаете, почему пожарная машина красная? 

Дети:Чтобы издали ее видели другие машины и уступали место на проезжей части.

Ведущий: Какой номер мы должны набрать по телефону, чтобы вызвать пожарных? (01).

Теперь поговорим о Пользе и вреде огня.

- Спичкой мы зажигаем огонь. А какую пользу приносит огонь?

Дети:За счет огня варим еду, обогреваем жилье.

Ведущий:А какой вред приносит огонь? Что может произойти от неосторожного обращения с огнем?

Дети:От неосторожного обращения с огнем могут сгореть вещи, квартира, дом, лес.

Ведущий: От чего бывают пожары?

Дети: Пожары бывают от игр со спичками, зажигалками, от оставленных включенных электроприборов, включенных газовых плит.

Ведущий: Молодцы ребята. Давайте вспомним правила поведения при пожаре:

- Правило первое касается каждого, правило первое самое важное! На улице, и в комнате о нем ребята помните: Спички не тронь, в спичках огонь!

- Правило второе легко запомнить можно: с электроприборами, будьте осторожны, с утюгом и чайником, с плитой и паяльником.

- Правило третье: Не оставляйте горящий газ, за газом нужен глаз да глаз.

-Правило четвертое: Хотим тебя предостеречь, не разжигай без взрослых печь.  

- Правило пятое: Приятно в лесу посидеть у костра, когда же домой возвращаться пора, перед уходом не жалей костер, землей забросай и водою залей.

 - Если, ребята, мы будем соблюдать эти правила, то с нами некогда не случится беды.

Давайте поиграем в Игру «Горит или не горит»

 На барабане разложены карточки с изображением: бумаги, металла, ткани, тетради, дерева, стекла, книги, воды, льда, снега, камня, стола, и т.д.  Ребенок крутит барабан, ребенок на которого укажет стрелка барабана, берет карточку и определяет: горит или не горит этот предмет?

Миллионы лет назад люди научились добывать огонь. В руках человека он давал свет и тепло. На огне люди готовили себе пищу, защищались от диких зверей, которые могли напасть на человека. Но стоило огню дать волю, оставить его без контроля, как добрые действия огня превращались в зло. Пожары происходят и по сей день. И очень часто они возникают там, где не осторожно и небрежно обращаться с огнем. При неосторожности люди получают ожоги и отравления. Вот сейчас мы с вами проведем несколько экспериментов с огнем.

Эксперимент первый:

 Ведущий на металлическом подносе зажигает свечи.

 - Когда мы зажгли свечи, что мы увидели? (Огонек) Он яркий, красивый, так и привлекает к себе внимание. Как вы думаете, можно ли к нему прикоснуться (Нет). Объясните, почему? (Можно обжечься. Если нечаянно уронить свечу на ковер или на пол, может произойти пожар).  Да, действительно, огонь – стихия яркая, привлекательная, но в тоже время и очень опасная.

Эксперимент второй:

Если огонь становится опасным, как человек может с ним справиться? (Его нужно потушить). Чего же боится огонь? (Воды, снега, песка, земли). А давайте проверим правильность ваших утверждений. В нашей лаборатории в контейнерах хранится материал, который использовать для тушения огня. Вы узнаете их? (Да) Проведем опыт: на горящую свечу прольем немного воды (Ребенок выполняет указание воспитателя). Что происходит и почему? (Огонь погас, потому что он боится воды).  Аналогичные опыты проводятся с другими материалами: песком, землей.

Эксперимент третий:

Ведущий: а теперь проведем последний опыт и сделаем соответствующие выводы.  Горящую свечу мы плотно накроем стеклянной колбой. Что происходит с огнем? (Он гаснет). Почему наш огонек через некоторое время погас?  Я подскажу: без воздуха огонь существовать не может. Поэтому, когда доступ воздуха в колбу прекратился, огонь погас.

Не все средства способныпотушить огонь.

(Бумага, сухие листья, пенопласт, пластиковые бутылки). Почему? (Если бросить в огонь эти предметы, он разгорится еще сильнее).

Ведущий: Сегодня мы познакомились со свойствами огня, поговорили о причинах возникновения пожара, вспомнили правила поведения при пожаре.

 

Б)Проведение спортивных мероприятий, эстафет, флеш-мобов, массовых физкультминуток под девизом «Безопаснаяжизнь».

Дети 7-10 лет находятся в фазе активного роста и имеют потребность активного движения, которое позволяет обеспечить гармоничное физическое развитие формирующихся мышц.

Комплекс спортивных мероприятий определяется произвольно по соглашению ответственных специалистов.

Если количество участников около 20-30, то можно встать в круг, поприветствовать всех, каждый сообщает свое имя.

Под музыку для разогрева – разминка 5 минут (бег, прыжки на месте, 10 приседаний и другие).

 

Целевая группа дети и подростки от 11- 14 лет

 

А)Классный час на тему: «Мы выбираем жизнь. Профилактика суицида».

 Цель мероприятия: предупреждение суицидального поведения несовершеннолетних и раскрытие проблемы суицида среди подростков.

Ход мероприятия:

Заранее дается задание приготовить стен–газеты или цифровые картинки- инфографики

Учитель: Добрый день, дорогие ребята! Сегодня мы с вами проведем классный час под названием «Я выбираю жизнь!».

И начать наше занятие я бы хотела с высказывания Леонардо Да Винчи:

Помни, жизнь есть дар,

Великий дар,

И тот, кто ее не ценит,

Этого дара не заслуживает.

В жизни каждого человека бывают такие минуты, когда он чувствует свою ненужность, несостоятельность и безысходность. Наверное, я не ошибусь, если скажу, что у большинства из нас в жизни была такая ситуация, когда казалось, что жизнь кончена, смысл жизни потерян, что выхода из сложившейся ситуации нет. Кажется, что весь мир восстал против нас, мы уже не в состоянии оценивать свои поступки, контролировать их. И тогда в голову нам приходят самые страшные мысли.

Давайте же познакомимся с понятием, что такое суицид…?

Как считает известный российский психиатр Петр Безменов, «это, по сути, признание нежелания или неумения изменить тяжелую для него ситуацию. Вместо тог, чтобы воздействовать на ситуацию, пытаться изменить ее, подросток пытается уйти».

По статистике суициды вышли на третье место среди причин смерти у подростков после несчастных случаев и убийств. И главная наша цель сегодняшнего урока понять и помочь своим друзьям, близким, а может даже самому себе не переступить так рано грань между жизнью и смертью.

И для начала давайте повесим с вами на доску подготовленные вами стен газеты и презентуем их, каждый класс расскажет, что он хотел донести до нас своей работай (подготовка стен- газет дается заранее).

Как вы считаете, почему люди решаются на самоубийство?

• Страх перед чем-то;

• Желание привлечь к себе внимание;

• Желание вызвать к себе сочувствие;

• Желание уйти от трудной ситуации;

• Подражание каким-то героям книг или фильмов;

Стресс в подростковом периоде имеет свои особенности. Именно в этом возрасте наиболее ярко начинают проявляться все психопатологии и поведенческие расстройства, обусловленные гормональным и негативным средовым программированием. Эти расстройства возникают в ответ на тот или иной стрессовый эпизод в жизни ребенка.

Психоэмоциональное состояние – один из определяющих факторов нашего здоровья, который проявляется в умении контролировать эмоции, мыслить позитивно, сохранять баланс между духовным и физическим развитием. Существует тесная взаимосвязь между психикой и физическим состоянием человека. Чувство тревоги, постоянные стрессы, переживания могут привести к ухудшению здоровья (нарушение сна, ослабление иммунной системы). Очень часто человек сам загоняет себя в тупик – он не может справиться с эмоциональным напряжением, и это делает его жизнь невыносимой. Хронический стресс приводит к неврозам, психозам, депрессии.

Многие подростки не в силах справиться с этим состоянием самостоятельно, поэтому им требуется помощь взрослых. Сохранением, укреплением и развитием психологического здоровья занимаются школьные психологи, молодежные центры здоровья, где оказывается бесплатная психологическая помощь подросткам.

Любую ситуацию в жизни можно расценивать по-разному: кто-то ко всему относится критически и подмечает недостатки даже в самом приятном событии, а кто-то, напротив, находит позитив в самом затруднительном положении. Умение легко и с юмором переживать все возникающие проблемы поможет вам сохранить ваше психическое здоровье, оградит от негативных воздействий стрессов и тревог.

Прекрасным примером позитивно мыслящего человека может послужить известный философ Сократ, который с юмором относился к любым ситуациям. Известно, что его жена Ксантиппа была ужасно сварливой женщиной и однажды в приступе гнева плеснула Сократу в лицо горячей водой, после чего у него остался шрам. Позже один из его учеников, зная о проблемах в личной жизни философа, задал ему вопрос о том, стоит ли ему жениться. Ученый, не думая ни минуты, ответил однозначно: «Стоит. Если вам повезет – вы будете счастливы, а если нет – станете философом».

Единственная непоправимая ошибка – попытка «выйти из игры», отказаться от поиска решений, то есть, отказаться от самой жизни. Мир окрашен не только в черно белые тона! Не существует ни одной причины, по которой можно было бы отказаться от своего будущего. Зато есть много причин не делать этого. Сейчас мы с вами подтвердим эти слова и создадим

«Цветок жизни» Вам необходимо на лепестках написать, что такое жизнь, все ее положительные проявления на ваш взгляд. И сделать из них цветок с названием жизнь.

Вот какой прекрасный цветок у нас получился. Впереди еще столько всего интересного! Столько радостей и удач! Глупо их лишиться из-за того, что на душе может быть пасмурно!

Если тебе когда-нибудь захочется найти человека, который сможет преодолеть любую, самую невероятную беду и сделать тебя счастливым, когда этого не может больше никто -просто посмотри в зеркало и скажи: «Привет!» – (Ричард Бах).

И в конце давайте сделаем вот из этих осенних веточек березы

«Дерево ценностей», каждый напишет на листочке, что для вас больше всего ценно в жизни. И эти листочки повесим на наше дерево.

Любите жизнь! Цените каждую минуту! Радуйтесь жизни! Радуйтесь каждому солнечному дню, первому снегу, весеннему дождику, пению птиц. Не подвергайте себя малодушию и невежеству.

Помните, что один неправильный ваш шаг может стоить и вашей жизни и жизней сотен других людей.

Рефлексия:Что вы поняли на сегодняшнем занятии? Что больше всего понравилось?

Спасибо! Будьте счастливы!

Б) Написание диктантов, изложений, рефератов, сочинений на тему: «Мы выбираем жизнь», «Безопаснаяжизнь».

Основная цель проведения письменных работ – информационно- обучающая, аналитическая деятельность.

 

Целевая группа с 15 до 17 лет

 

А)Проведение тренинга на тему: «Наркотики, алкоголь и сигареты» с привлечением специалистов в общеобразовательных учреждениях, средне-специальных учебных заведениях, спортивных клубах и т.д.

Предварительная работа (пре-тест).

1) Дать ученикам заполнить анкету «Что вам известно о курении, употреблении алкоголя и наркотиков?». Обсудите ее.

Вопросы для обсуждения:

- Считаете ли вы, что использование наркотиков или алкоголя связано с отрицательным давлением среды? Почему да? Почему нет?

- Как вы думаете, почему многие люди начинают курить, употреблять наркотики и алкоголь?

- Как вы думаете, стали бы люди меньше курить, если бы они четко представляли себе все пагубные последствия курения?

- Как вы думаете, почему подростки курят, пьют, употребляют наркотики?

- Как вы думаете, атмосфера вечеринок («тусовок») влияет на увлечение вредными привычками?

- Как вы думаете, существуют ли реальные способы уйти от давления среды?

Игра, направленная на формирование навыков ответственного поведения «Обсуждение историй».

Цель: определить, какими стратегиями выхода из сложных ситуаций владеют участники группы; найти наиболее эффективные.

Материалы: листы бумаги, ручки на каждого участника.

Предложите участникам написать мини-сочинение (примерно из 5-7 предложений) на одну из тем:

«Что будет, если меня попросят пронести наркотик»;

«Что будет, если мне будет очень плохо»;

«Что будет, если я буду очень одинок»;

«Что будет, если я серьезно заболею»;

«Что будет, если класс отвернется от меня»;

«Что будет, если я не смогу отказаться от наркотика».

Вся группа пишет сочинение на одну тему. Это даст возможность более подробно обсудить каждое сочинение.

Обсуждение.

Чем заканчивались истории? Какие выходы были предложены? Сколько было позитивных, сколько негативных окончаний историй (в %)? Есть ли наиболее эффективный выход из ситуации? Какой? Какие возможные стратегии могут быть наиболее эффективными?

 

АНКЕТА

Прочтите, пожалуйста, эти утверждения и укажите, согласны вы с ними или нет.

Алкоголь

1. Алкоголь - это яд. (Да.)

2. По меньшей мере половина дорожных происшествий являются результатом вождения в нетрезвом виде. (Да.)

3. Алкоголь препятствует быстрой реакции. (Да.)

4. Алкоголь отравляет печень и может вызвать омертвение тканей (после чего они не восстанавливаются). (Да.)

5. Беременные женщины не должны пить, поскольку исследования показали, что алкоголь способен повредить еще не родившемуся ребенку и иногда даже может вызвать у него умственную отсталость. (Да.)

6. Большинство алкоголиков - деградировавшие люди с низким уровнем образования. (Нет.)

7. Подросток может стать алкоголиком от пива. (Да.)

8. Многие алкоголики начинают пить до 20-летнего возраста. (Да)

Сигареты

1. 25% всех смертей от рака обусловлены курением табака. (Да.)

2. Выкуривание хотя бы 1-4 сигарет в день удваивает риск заболеваний сердца. (Да.)

3. Вызываемый курением рак легких является одной из основных причин смертности среди мужчин. (Да.)

4. Вещества, содержащиеся в сигарете, не являются полезными, но и не содержат яды. (Нет.)

5. Большинство курильщиков начинают курить в юношеские годы. (Да.)

6. Пассивное курение (вдыхание дыма некурящими в присутствии курящих) не опасно. (Нет.)

7. 50 % смертей от заболеваний сердца среди женщин являются результатом курения. (Да.)

8. Одна сигарета в день не опасна для здорового человека. (Нет.)

Наркотики

1. Большинство наркотиков не представляют собой серьезной угрозы здоровью, если принимаются в умеренных количествах. (Нет.)

2. Наркоманы иногда совершают жестокие криминальные преступления, о которых впоследствии не помнят. (Да.)

3. Даже одноразовое применение кокаина может вызвать смерть. (Да.)

4. В каждой дозе марихуаны содержатся неизвестные ядовитые вещества. (Да.)

5. Каждый раз, когда человек находится в состоянии наркотического опьянения, происходит разрушение клеток мозга, которые затем не восстанавливаются. (Да.)

6. После принятия определенных наркотиков принявший их нуждается в еще большем их количестве для получения того же эффекта. (Да.)

7. От инфицированной иглы невозможно заразиться СПИДом. (Нет.)

Опасности, связанные с употреблением наркотиков

- Передозировка ведет к потере сознания и даже к смерти.

- Аварии в состоянии наркотического (или алкогольного) опьянения происходят чаще.

- Привыкание, физическая и психическая зависимость.

- Растерянность, галлюцинации.

- Повышенные эмоции и нерациональное поведение.

- Провалы памяти.

- Головокружение и тошнота после принятия.

- Мгновенная смерть (чистый кокаин).

- ВИЧ и другие заболевания в результате использования одного и того же шприца с зараженным человеком.

- Потеря стремлений, лень (от марихуаны).

- Врожденные дефекты у детей, родившихся у женщин, употреблявших наркотики

- «Рецидивы» (внезапная тяга к наркотикам в любое время по еле прекращения их принятия, характерная для ЛСД или «Ангельской пыли»),

- Эмоциональные и физические нарушения.

- Другие серьезные нарушения здоровья.

Предупреждающие симптомы при употреблении наркотиков:

1. Покраснение век и носа. Зрачки увеличиваются или уменьшаются в зависимости от типа лекарства.

2. Нарушение адекватности поведения. Поведение - замедленное, неровное, отрешенное, или, напротив, истеричное, конвульсивное.

3. Нарушение аппетита, иногда - потеря веса.

4. Изменение психики: невнимательность, раздражительность, чувство подавленности, агрессивность, подозрительность.

5. Нарушение пищеварительной системы. Появление головных болей, раздвоение изображения. Изменение цвета кожи и осанки корпуса.

6. При внутривенном использовании появляются отметки от игл (особенно на руках).

7. Моральная деградация, замена прежних идей и ценностей.

Обсудить результаты анкетирования.

Дискуссия (сформулировать правила поведения для противостояния негативным влияниям окружающей действительности)

Б) Проведение анкетирования населения «Безопасная жизнь», направленная на предупреждение всех видов травматизма, в соответствии с приложением 2.

 

Целевая группа молодежь от 18 до 29 лет

 

А) Организация акций, флешмобадля молодежи под девизом «Мызабезопаснуюжизнь!»

Цель проведенияфлэш-моба: привлечение внимания молодежи, общественности к актуальности проблемы всех видов травматизма, их последствиях, привитиенавыковсамосохранения, создание фото и видео-контента для информирования населения в Интернете, тимбилдинг участников акции.Варианты проведения флэш-моба:Участникиснимают с себя обычную одежду, и остаются в футболках с надписью в виде хештега - «#Мызабезопаснуюжизнь!»,выстраиваются в цепочку/символ/логотип информационной компании, играют на музыкальных инструментах и/или поют, скандируют лозунг и другие позитивные призывы в пользу здоровья, в руках держат разноцветные шары с надписью «Мызабезопаснуюжизнь!»и отпускают в небо.Сцена и место сбора молодежи используются для информирования молодых людей о видах травматизма и о доступных ресурсах. Услуги по психическому здоровью, по охране репродуктивного здоровья, амбулаторно-поликлиническая помощь оказываются в молодежных центрах здоровья.

 

Б) Проведение семинаров для молодежи«Правила первой помощи: что делать при ожоге, обмороке, кровотечении, травмах и т.д.»

По данным Всемирной Организации здравоохранения (ВОЗ), каждый год во всем мире из-за травм, ожогов, падений или утоплений, происходит до 10% всех случаев смерти и до 15% всех случаев инвалидности. Травмы и увечья – основные причины гибели людей в возрасте от 15 до 45 лет.

Ожог или травма глаза

Чаще всего это химические ожоги и попадание в глаз постороннего предмета (травинки, песчинки, соломинки). При ожоге пострадавший глаз необходимо как можно шире раскрыть, раздвинуть пальцами веки и промывать большим количеством чистой воды до исчезновения чувства жжения. Если в личной аптечке есть тетрациклиновая мазь, после промывания постарайтесь её заложить за веки: она предотвратит развитие инфекции и поможет быстрее восстановить целостность изъязвлённой поверхности глаза.

Внезапное кровотечение из носа

При кровотечениях из носа многие почти рефлекторно запрокидывают голову назад. Делать так нельзя, поскольку кровь по задней стенке носоглотки будет стекать в гортань, а оттуда может случайно попасть в дыхательные пути или в желудок, вызвав рвоту. Также неправильно ложиться на подушку. Надо сесть, голову наклонить вперёд и прижать подбородок к груди. После этого приложить к переносице смоченный холодной водой носовой платок либо лёд, завёрнутый в салфетку. Холод поможет сузить сосуды, это уменьшит кровотечение.

Зимние травмы

Правило первое -пострадавший должен как можно меньше двигаться, чтобы не навредить себе ещё сильнее. Правило второе -даже если на первый взгляд травма не выглядит серьёзной и, скорее всего, дело закончится ушибом -вызовите врача, ведь именно ему решать, каков на самом деле характер повреждения. А если имеются открытые раны, кровотечения, переломы или налицо симптомы болевого шока -вызывать «скорую» нужно как можно скорее.

До приезда врача нужно приложить лёд или смоченный в холодной воде кусок ткани к больному месту -это облегчит боль. Травмированную конечность необходимо зафиксировать, при вывихе эластичным бинтом, при переломе -с помощью шины из подручных средств -палки или доски.

Бытовые ожоги

Ожог получить можно от чего угодно, например, от костра, плиты, утюга, зажигалки. При ожоге важно, как можно быстрее охладить обожжённую поверхность, снять с места ожога одежду. Можно выпить аспирин или парацетамол. Не стоит делать никаких перевязок, прокалывать пузыри, наклеивать пластырь на обожжённую часть и так далее.

Как помочь упавшему в обморок или подавившемуся человеку?

Если кто-то подавился, то сначала разберитесь, частичная или полная у подавившегося человека непроходимость дыхательных путей. Если пострадавший в состоянии отвечать голосом на ваши вопросы, если он может кашлять, значит, непроходимость у него частичная. При этом бить пострадавшего по спине не надо, лучше помочь ему прокашляться. Если подавившийся человек не может говорить и кашлять, то есть несколько техник оказания первой помощи.

При обмороках же главное -уложить человека на спину, обеспечить полноценный доступ воздуха, можно побрызгать на лицо холодной водой, поднести к носу ватку, смоченную нашатырём, или похлопать пострадавшего по щекам.

Сотрясение мозга

Ушиб, падение, удар -коварных случайностей, которые приводят к сотрясению мозга, множество. «Типичные» симптомы сотрясения мозга -головная боль, рвота (однократная или повторяющаяся), головокружение, может произойти и кратковременная потеря сознания. При явных симптомах сотрясения необходимо сразу же вызвать «скорую», до её приезда необходимо лечь в постель, а к месту, которое вы ударили, как можно быстрее приложить холодный компресс.

Травмы и порезы

Если человек наступил на острый предмет -на гвоздь или стекло -и поранил ногу, в первую очередь извлеките инородный предмет (но только если его легко извлечь) и обильно промойте рану перекисью водорода.

Если заработали занозу -обработайте руки и пинцет спиртом, затем медленно вытащите занозу пинцетом и снова обработайте место, где была заноза, спиртом. Если занозу нельзя достать пинцетом, воспользуйтесь пластырем. Обработайте руки спиртом, плотно приклейте пластырь к месту, где находится заноза, и снимите пластырь.

Сильное кровотечение из открытой раны

Если у пострадавшего открытая рана, которая обильно кровоточит, попросите пострадавшего прижать рану рукой, помогите ему лечь, если у него начинают появляться признаки шока. Как можно оперативнее вызывайте экстренные службы. Сразу после этого чистыми руками или в одноразовых перчатках окажите давление на рану с помощью давящей повязки или с помощью чистой ткани (например, полотенца).

Обморожение

Различают 4 степени обморожения. Первая -самая лёгкая -развивается после кратковременного действия холода. Она характеризуется бледностью кожных покровов, болевыми ощущениями в месте поражения и, наконец, потерей чувствительности.

Такие же ощущения испытывает человек, получивший обморожение 2-й степени. Только к ним прибавляются пузыри, наполненные светлой жидкостью, которые образуются на поражённом участке кожи. Похожая картина наблюдается и на начальных этапах наиболее тяжёлых обморожений -3-й и 4-й степени. Они поначалу отличаются тем, что кожа приобретает синюшно-красный цвет, а образовавшиеся на ней пузыри содержат кровянистую жидкость. Первая медицинская помощь должна быть направлена на восстановление кровообращения в поражённом участке и, конечно, согревание организма.

Помощь утопающим

После того, как происходит захлёбывание, первые несколько минут пострадавшего можно спасти -смерть мозга без поступления кислорода обычно наступает через 5–6 минут, а если дело происходит в холодной воде, то время на спасение может увеличиться. Оказывая первую помощь, нужно сначала оценить жизненные функции человека: дышит он или уже нет, реагируют ли зрачки, прощупывается ли пульс. Если пострадавший наглотался воды, надо положить его животом себе на колено и попытаться удалить воду.

Солнечный ожог и солнечный удар

При солнечном ожоге приложите к пострадавшим частям тела холодный компресс из зелёного или чёрного чая, добавив в него 5 капель эфирного масла мяты, после чего намажьте кожу кефиром, несладким йогуртом или нежирной сметаной.

При солнечном ударе необходимо сразу же перенести человека в тень, обтереть влажным полотенцем, дать попить. Если поднялась температура -необходимо дать пострадавшему жаропонижающее средство и вызвать врача, чтобы исключить вероятность инфекции.

В) Проведение анкетирования населения «Безопасная жизнь», направленная на предупреждение всех видов травматизма, в соответствии с приложением 2.

 

 

Целевая группа взрослое население от 30 до 64 лет

 

А)Проведение круглого стола по следующим темам: «Профилактика черепно-мозговых травм», «Ограничение потребления алкоголя», «Профилактика дорожно-транспортного травматизма».

Проводится с участием представителей управлений здравоохранения, образования, молодежной политики, администрации местных исполнительных органов районов и областей, специалистов формирования здорового образа жизни и сотрудников ЧС,ДВД.

Цель семинара: пропаганда здорового образа жизни среди целевой группы, формирование ценностного отношения к собственному здоровью, привитие навыков самосохранения.

Ключевые моменты организации мероприятия: определение участников мероприятия (медицинские специалисты, психологи, соцработники, специалисты службы формирования ЗОЖ), составление программы мероприятия, согласование времени и места проведения, по окончанию мероприятия фотографии выставляются в социальных сетях и на сайтах организации.

Известно, что черепно-мозговая травма (ЧМТ), полученная в результате аварии, просто по неосторожности, повышает риск развития деменции. ЧМТ являются одной из основных причин смертности людей моложе 45 лет в развитых странах и приводят к развитию болезней, ведущих к инвалидности.  Следует по возможности избегать занятий, которые могут привести к травме головы, потребление алкогольных напитков, а также помнить о мерах предосторожности – например, надевать шлем при катании на мотоцикле. Кроме того, родителям рекомендуется уделять больше внимания безопасности детей.

Первая доврачебная помощи при ЧМТ:

  • человека с травмой головы нельзя садить, а тем более пытаться поднимать на ноги - это может резко ухудшить его состояние;
  • к месту удара надо приложить холод (смоченную холодной водой ткань или лед в тряпочке);
  • если на голове кровоточащая рана – необходимо смазать кожу вокруг раны йодом или зеленкой (для предотвращения попадания инфекции);
  • вызвать скорую неотложную помощь.

 

Б) Проведение анкетирования населения «Безопасная жизнь!», направленная на предупреждение всех видов травматизма, в соответствии с приложением 2.

 

Целевая группа население старше 64 лет

 

А)Проведение вечера вопросов и ответовдля населения, бесед, консультаций, диспутов, встреч в Школах здоровья, организациях ПМСП, во дворах, дворовых клубах, обществах ветеранов, супермаркетах с участием медицинских работников, психологов, соцработниковна тему:«Профилактика травматизма», «Гололедное падение», «Падения в быту», «Профилактика потребления алкоголя», «Профилактика физическойактивности».

Информационная сессия целевой группы

Ключевые моменты организации диспутов, вечеров вопросов и ответов: определение участников мероприятия (медицинские специалисты, профильные специалисты, ВОП, психологи, соцработники, специалисты службы формирования ЗОЖ), составление программы мероприятия, согласование времени и места проведения, по окончанию мероприятия фотографии выставляются в социальных сетях и на веб-сайтах организации.

Пожилые люди составляют значительную часть населения, и их численность возрастает. По мере старения увеличивается риск падений и, соответственно, получения травм. Падение может быть первым проявлением не выявленногозаболевания.Для данной возрастной категории характерны переломы шейки бедра составляют приблизительно 25%, за счет падений случаются ожоги верхней части тела, за счет прикосновения об отопительные батареи.Малоподвижный образ жизни: люди, подверженные падениям, обычно менее активны, и это может непреднамеренным образом способствовать дальнейшему развитию атрофии мышц в результате их недостаточной тренировки.Вплоть до 50% людей, испытывающих страх падения, ограничивают или полностью прекращают из-за этого социальную и физическую активность.

Гололедная травма опасна в зимнее время:

Главное правило для лиц старше 64 лет - быть предельно внимательным и осторожным во избежание опасности. Прикрепить к подошве обуви:

  • полоску наждачной бумаги или обычного лейкопластыря;
  • пользоваться обувью с рифленой подошвой;
  • внимательно смотреть под ноги;
  • сторониться неочищенных улиц и обходить скользкие места;
  • ходить там, где тротуары посыпаны песком;
  • ступать не широко, шагать медленно;
  • наступать на всю подошву, но не на носок, не на стопу.

По статистике, в среднем 25-30% всех травм связаны с алкоголем. У людей пожилого возраста из-за травмы колена может развиться остеоартроз, который достаточно часто встречается у людей старше 60 лет. Для своевременного предотвращения появления заболевания необходимо обязательно обратиться за помощью к врачу, который назначит необходимое лечение.

Обратная связь. Вопрос – ответ.

Б) Проведение анкетирования населения «Безопасная жизнь», направленная на предупреждение всех видов травматизма, в соответствии с приложением 2.

 

 

Медиа-мероприятия:

 

  • выступления на телевизионных каналах, радиостанция по профилактике травматизма населения, в т.ч. детей на казахском и русском языках;
  • публикации в печатных изданиях на государственном и русском языкахпо профилактике травматизма с целью привлечения внимания общественности, в том числе родителей;
  • размещение анонса новостей по профилактике травматизма на Web-сайте организации, в информационных агентствах;
  • ротация аудио-видеороликов по профилактике травматизма, в том числе детского в организациях ПМСП, в учреждениях образования, на предприятиях малого и среднего бизнеса, закрепленных за медицинским учреждением;
  • участие в пресс-конференциях областного и городского уровней;
  • распространение информационно-коммуникационных материалово профилактике травматизма, в том числе и детского, аспектам здорового образа жизни (листовки, буклеты, брошюры);
  • выступления по радиотрансляционному узлу в учреждениях ПМСП, школах, ССУЗах и ВУЗах, в местах массового пребывания людей;
  • трансляция видеороликов на LED-мониторах, в общественном транспорте, в местах массового пребывания населения, аэропортах, авто/ железнодорожных вокзалах, кинотеатрах;
  • размещение наружной рекламы (светодиодные дисплей, баннеры, билборды, информационные стойки, Roll-up стойки и т.д.), бегущая строка на региональных телеканалах, в общественном транспорте, размещение информации на остановочных комплексах, в ЦОНах, местах массового пребывания населения.

 

Необходимо предоставить информацию в НЦОЗ в печатном и электронном форматахakm.zozh@mail.kzв срок до 19 июня 2020 года:

  • аналитическая информация в формате Word на государственном и русском языках с указанием целевых групп, мероприятий в рамках каждой целевой группы (организаторы мероприятия, место проведения, тематику мероприятий, ход мероприятий, количество участников);
  • таблицы в формате Excell, согласно Приложения 1;
  • таблица анкетирования в формате Excell, согласно Приложения 2;
  • анализ анкетирования в формате Wordна государственном и русском языках;
  • сопроводительное письмо с подписью первого Руководителя.

 

 

Ответственный исполнитель:                                        А. Кожахметова

 

 

 

 

Приложение 2

 

Анкетирование Национальной программы «Безопасная жизнь!», направленная на профилактику травматизма

 

 

  1. Ваш пол:

а) мужской

б) женский

2. Ваш возраст_________________(укажите полное число лет)

3. Была ли такая ситуация, в результате которой вы (Ваш ребенок) получали травму?

а) да

б) иногда

4. Какого вида была травма?

а) промышленная

б) сельскохозяйственная

в) бытовая

г) уличная

д) спортивная

е) военная

5. Имеются ли у Вас хронические травмы?

а)да (по возможности укажите)

б) нет

6. Достаточно ли информированы по профилактике всех видов травматизма?

а) да

б) нет

в) затрудняюсь ответить

7. Как часто Вы проходите плановое медицинское обследование?

а)раз в 3 месяца и чаще

б) раз в 6 месяцев

в) раз в 1 год

г) раз в 2 года и реже

8. Какие темы и проблемы в области безопасности дорожногодвижения Вы считаете наиболее актуальными на сегодняшний день, на которыеследует обратить особое внимание:
а) уровень культуры поведения участников дорожного движения

б) управление ТС в состоянии опьянения

в) детский дорожно-транспортный травматизм

г) безопасность пешеходов

д) превышение установленной скорости

е) Ваш ответ:

9. Оцените состояние безопасности дорожного движения в вашем городе:

а) отличное

б) хорошее

в) удовлетворительное

г) неудовлетворительное

д) очень плохое

10. Какое влияние оказывает на Вас социальная реклама (баннеры) установленные непосредственно вдоль улиц и дорог:

а) положительное, она позволяет задуматься

б) положительное, не дают скучать за рулем или при передвижении пешком

в) отрицательное, отвлекает внимание водителя от дорожного движения

г) отрицательное, вдоль улиц и дорог она неактуальна

д) никак не влияет

11. Информацию о профилактике травматизма Вы предпочитаете получать:

а) от врача

б) от медицинской сестры, фельдшера, акушерки

в) от родственников

г) от друзей, коллег

д) из средств массовой информации (телевидение, популярные журналы, газеты)

ж) из интернет-ресурсов

 
 

 

 

Спасибо за ваши ответы на вопросы анкеты!

Страница создана: 17.09.2020 13:13
Страница обновлена: 17.09.2020 13:13
Просмотров: 16