ЦЕНТР ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ
ПРИ ГКП НА ПХВ "ГОРОДСКАЯ ПОЛИКЛИНИКА" АКМОЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ
ТЕЛ: +7(7162) 26-64-60;ТЕЛ: +7(7162) 55-12-78;
E-MAIL: akm.zoz@mail.ru
WWW.AKMZOZH.KZ       +7 (778) 267-44-31


Концепция Национальнойпрограммы «Мы говорим вакцинации –ДА!», приуроченная к Всемирной неделе иммунизации

«Утверждаю»

Директор

РГП на ПХВ «НЦОЗ» МЗ РК

______________Д. Кобжасаров

«______» ___________2020 год

 

 

Концепция Национальнойпрограммы

«Мы говорим вакцинации –ДА!», приуроченная

 к Всемирной неделе иммунизации24по30 апреля)

 

Целевая группа – население РК, в т.ч.:

- дети от 3 до 6 лет и их родители;

- дети от 7 до 10 лет;

- дети и подростки от 11 до 14 лет;

- подростки от 15 до 17 лет;

- молодежь от 18 до 29 лет;

- взрослое население от 30 до 64 лет;

- взрослое население старше 64 лет.

 

Цели и задачи.

Основной целью Национальной программы
«Мы говорим вакцинации – ДА!» является предотвращение вакциноуправляемых инфекционных заболеваний в целях увеличения продолжительности жизни, повышения качества информированности населения и медицинских работников, привлечения вниманияобщественности к рискам и последствиям, связанным с отказом от вакцинации, с акцентом на солидарную ответственность родителей,вовлечениеместных исполнительных органови всех заинтересованных структур и ведомств, включая средств массовой информации в реализацию данной программы.

Основной задачейявляется:

-сформировать приверженность к иммунизации, доверительное отношение к иммунопрофилактике;

-информировать население о безопасности иммунопрофилактики ипоследствиях недостаточного охвата иммунизацией;

-активизировать работу всех заинтересованных подразделений  по выявлению и вакцинации лиц всех возрастов, непривитых против инфекционных заболеваний в установленные сроки.

 

Механизм реализации

Основным элементом механизма реализации является совместная деятельность Управлений здравоохранения, Департаментов охраны общественного здоровья, Центров формирования здорового образа жизни областей гг. Нур-Султан, Алматы, организаций, оказывающих первичную медико-социальную помощь, профильные службы на единой методологической основе с практической реализацией данных мероприятий на региональном уровне.

 

Целевая группа дети от 3 до 6 лет

 

А) Рассказ для детей от 3 до 6 лет «Про Бегемота, который боялся прививок»

На берегу озера было очень весело. Больше всех веселился Бегемот, плескаясь в тёплой воде под яркими лучами солнца. Когда Бегемот вылез из воды на берег, он увидел большое объявление.

ВСЕМ НУЖНОСДЕЛАТЬПРИВИВКИ от ГРИППА!

Не успел Бегемот прийти домой, как тут же прискакал Кенгуру-почтальон:

- Вот приглашение: вам явиться на прививку.

Бегемот не на шутку испугался.

- Чепуха, - сказал ему друг Воробей. - Уколют - раз! - и всё!

В приёмной поликлиники Бегемот дрожал от страха.

- А ты будешь меня за руку держать? - всё время спрашивал он своего друга Воробья.

- Буду, буду... - отвечал Воробей.

- В первый раз вижу белого Бегемота! - воскликнул Доктор. - А может быть, он просто боится укола?

- Это особенный Бегемот, - объяснил Воробей, - он, когда как: то серый, то белый...

Пока Доктор выбирал иголку побольше, специально для бегемотовой кожи, Бегемот исчез...

Все бросились искать Бегемота.

- Его нужно найти! Он может заболеть гриппом!

А Бегемот спрятался от преследователей и убежал домой.

На другое утро Воробей зашёл к Бегемоту и, увидев его, в ужасе закричал:

- Что с тобой? У тебя температура?

Воробей немедленно позвонил Доктору.

- Доктор, что делать? Бегемот заболел...

- Ах так!.. Высылаю «скорую помощь»!

Обезьянки-санитары быстро отнесли на носилках Бегемота в машину «скорой помощи» и увезли в больницу.

Когда Воробейпришёл в больницу навестить своего больного друга, Бегемот попросил его:

- Мне очень скучно лежать, расскажи какую-нибудь сказку.

- Хорошо, - сказал Воробей - «Жил-был Бегемот. Он боялся прививок...»

- Смотрите! - закричал Доктор. - Что с Бегемотом? Он был серым, белым, а теперь он совсем красный! Это какой-то необыкновенный Бегемот!

- Нет, Доктор. Это самый обыкновенный Бегемот, - сказал Воробей, - только ему стыдно, что он так боялся прививок.

 

б) Организация и проведение родительских собраний в детских дошкольных учреждениях на тему: «Вакцинация! Безопасность детей - забота взрослых».

Для проведения родительских собраний привлекаются медицинские специалисты первичной медико-социальной помощи, сотрудники детских дошкольных учреждений, специалисты Департамента охраны общественного здоровья, Центры формирования здорового образа жизни, психологи, социальные работники.

Медицинские специалистыпредставляют вниманию родителей информацию на тему: «Как защититься от гриппа и острых респираторных вирусных инфекций». Необходимо указать, как различить основные симптомы гриппа и острых респираторных вирусных инфекций, какие меры профилактики можно применять дома, какие мероприятия запланированы в детских дошкольных учреждениях, о соблюдении режима проветривания и влажной уборки с применением дезинфицирующих средств; своевременное выявления детей с признаками катаральных явлений; строгий контроль и соблюдение детьми личной гигиены;вакцинация детей и сотрудников против гриппа.

Информация для родителей–«Прививки –Правда и ложь!»

Ложь 1: С ростом уровня гигиены и санитарии болезни исчезнут — в вакцинах нет необходимости.

Правда: Болезни, против которых может проводиться вакцинация, вновь появятся, если прекратить программы вакцинации. Хотя соблюдение правил  гигиены, мытье рук и чистая вода помогают защитить людей от инфекционных болезней, многие инфекции могут распространяться независимо от степени нашей чистоплотности. Если население не вакцинировано, то болезни, ставшие редкими, например полиомиелит и дифтерия, быстро появятся вновь.

Ложь2: Вакцины вызывают ряд вредных и долгосрочных побочных эффектов, которые еще не известны. Вакцинация может быть смертельной. Правда:Главнейшую роль в том, насколько успешной и легко переносимой будет вакцинация, играет то, насколько правильно ребенок подготовлен к процедуре, и сама правильная организация процедуры. Эти факторы оказывают куда большее влияние на конечный результат, чем качество самого вакцинного препарата – современные вакцины качественны и безопасны.

Перед прививкой ребенок должен быть защищен от контакта с лицами, болеющих инфекционными заболеваниями. В случае пищевой аллергии желательно строго соблюдать диету и не включать новые продукты. Эту процедуру следует соблюдать в течение 5-7 дней после инъекции.

 

В день вакцинации желательно не гулять на улице, не купать ребенка на ночь, ограничить контакт с другими детьми.

После вакцинации ребенок нуждается во внимании родителей. Родители с ребенком должны оставаться рядом с кабинетом, где проводилась вакцинация, в течение 30 минут, чтобы обеспечить медицинское наблюдение.В большинстве случаев вакцина вызывает незначительную и временную реакцию, например болезненное ощущение на месте укола или незначительное повышение температуры. Серьезные побочные эффекты чрезвычайно редки и тщательно отслеживаются и расследуются. Значительно больший шанс получить серьезные последствия в результате предотвращаемого вакциной заболевания, нежели от самой вакцины. Например, в случае полиомиелита болезнь может вызвать паралич, корь может вызвать энцефалит и слепоту, а некоторые предотвращаемые с помощью вакцин болезни могут повлечь летальный исход.

Ложь3:Предотвращаемые с помощью вакцин болезни почти ликвидированы в моей стране, поэтому нет оснований подвергаться вакцинации.

Правда:Хотя предотвращаемые с помощью вакцин болезни стали редкостью во многих странах, вызывающие их возбудители инфекции продолжают циркулировать в некоторых частях света. Во взаимосвязанном мире эти возбудители могут пересекать границы и заражать любого незащищенного человека. Таким образом, есть две основные причины сделать прививку — это защититься самим и защитить людей вокруг нас, не следует рассчитывать, что распространение болезни будет остановлено окружающими нас людьми; мы также должны прилагать к этому посильные усилия.

Ложь4: Одновременное введение ребенку более одной вакцины может повысить риск пагубных побочных последствий, которые могут перегрузить иммунную систему ребенка.

Правда:Согласно научным данным, одновременное введение нескольких вакцин не несет неблагоприятных последствий для иммунной системы ребенка. Дети ежедневно подвергаются воздействию нескольких сотен инородных веществ, которые вызывают иммунную реакцию. Ребенок подвергается воздействию значительно большего числа антигенов в результате простуды или ангины, чем от вакцин. Основными преимуществами введения сразу нескольких вакцин является сокращение числа посещений поликлиники, и рост вероятности того, что детям будут сделаны рекомендуемые прививки с соблюдением графика. Кроме того, возможность проводить ассоциированную вакцинацию, например против кори, паротита и краснухи, означает сокращение числа инъекций.

Ложь5: Лучше получить иммунитет в результате болезни, чем вакцинации.

Правда:Вакцины взаимодействуют с иммунной системой, вызывая иммунную реакцию, сходную с иммунной реакцией на естественную инфекцию, однако они не вызывают болезнь или не подвергают вакцинированного риску потенциальных осложнений. В отличие от этого, за получение иммунитета в результате естественной инфекции, возможно, придется заплатить умственной отсталостью, вызванной гемофилическим гриппом типа b (Hib), врожденными заболеваниями вследствие краснухи и кори.

Ложь7: Вакцины вызывают аутизм.

Правда:Данные, подтверждающие наличие связи между вакциной против ККП (комбинированная вакцина против кори, краснухи, эпидемического паротита) и аутизмом или аутистическими нарушениями, отсутствуют.

 

Рекомендации для родителей:

  • необходимо заранее планировать визит в поликлинику, к моменту посещения врача малыш должен быть хорошо отдохнувшим, сытым и одетым по погоде;
  • сохраняйте спокойствие, дети ощущаютплохое самочувствие, грусть и переживания мамы.
  • отправляясь на вакцинацию нужно успокоить малыша,возьмите с  собой любимые игрушки или книжку. Также очень важно улыбаться, сохранять зрительный контакт с ребенком!
  • не оставляйте ребенка одного. Изначально обговорите с врачом возможность вашего нахождения рядом с малышом в момент вакцинации. Это поможет легче пережить боль и страх.
  • в течение 30 минут необходимо находиться возле прививочного кабинета.

 

Целевая группа дети от 7 до 10 лет

 

а) Проведение выставки рисунков/плакатовпод девизом «Вакцинация Важна! Вакцинация Нужна!» с участием педагогов, родителей и школьников.

Цель выставки рисунков и плакатов– повышение информированности детей и родителей в вопросах иммунизации населения,выработки самосохранительного поведения, привлечение внимания к рискам и последствиям, связанным с отказом от вакцинации, с акцентом на солидарную ответственность родителей с целью профилактики инфекционных заболеваний.

Условия проведения: предварительно провести с детьми информационную работу: беседы, демонстрация иллюстраций, затем на занятиях необходимо  нарисовать соответствующие работы и с помощью родителей сформировать «книжки- малышки» и передвижные стенды с рисунками под девизом «Вакцинация Важна! Вакцинация Нужна!»

После получения информации дети приступают к рисованию, затем рисункибудут установлены в школе в формате выставки. Наиболее яркие, наглядные работы, с правильной информацией нужно оценить и определить победителей.Информацию о победителях выставки разместить на сайте организации, в электронном дневнике «Күнделік».

Информационный блок для педагогов.

Что такое вакцинация и для чего она нужна?

Вакцинация - самый надежный способ защиты детей и всего населения от целого ряда инфекций, таких как, полиомиелит, корь, краснуха, дифтерия, столбняк, коклюш, тяжелые формы туберкулеза, гепатит В, эпидемический паротит и другие.Эти инфекции, попадая в организм человека, могут вызывать заболевания, которые, протекают тяжело, с осложнениями и могут привести к летальному исходу.

Вакцина помогает выработать иммунитет посредством моделирования инфекции. Этот вид инфекции не вызывает болезнь, но он побуждает иммунную систему выработать Т-лимфоциты и антитела. Иногда, после вакцинации, мнимая инфекция может вызвать лёгкие симптомы болезни, как, например, повышенную температуру. Эти лёгкие симптомы – известное явление, и можно ожидать их появление в то время, когда организм занят вырабатыванием иммунитета.
Когда мнимая инфекция пройдёт, в организме останется запас Т-лимфоцитов, «клеток памяти», которые запомнят, как можно побороть болезнь в будущем. Вместе с тем, чтобы выработать Т-лимфоциты и B-лимфоциты после прививки, организму обычно требуются несколько недель. Поэтому, есть вероятность, что у человека, заразившегося незадолго до вакцинации или сразу после вакцинации, разовьются симптомы болезни и он заболеет, потому что у вакцины не было достаточно времени выработать защиту.

 Классификация вакцин:
На сегодняшний день есть пять основных видов вакцин, которые обычно даются людям:

  • Живой ослабленный вирус – в состав прививки входит живой вирус, который был ослаблен для того, чтобы не вызвать болезнь у людей со здоровой иммунной системой. Среди примеров живого ослабленного вируса – прививка от кори, свинки и краснухи, а также прививка от ветряной оспы. Родители должны наблюдать за ребеноком перед вакцинацией и при наличии определенных заболеваний, врач может отменить или отложить вакцинацию на некоторое время.
  • Инактивированная вакцина – эта вакцина производится посредством обезвреживания вируса в процессе её изготовления. Инактивированная вакцина против полиомиелита – пример подобной вакцины. Инактивированная вакцина создаёт иммунные реакции иначе, чем живой ослабленный вирус. Часто нужно сделать прививку несколько раз, чтобы выработать или сохранить иммунитет.
  • Токсоидная вакцина предотвращает болезни, вызываемые бактерией, вырабатывающей токсины в организме. В процессе изготовления этой вакцины, токсины ослабляются, чтобы они не могли вызвать болезнь. Ослабленные токсины называются анатоксинами. Когда иммунная система получает вакцину, в состав которой входит анатоксин, она учится бороться против естественных токсинов. Вакцина АКДС содержит анатоксины дифтерии и столбняка.
  • Субъединичная вакцина содержит частички вируса или бактерии, или их субъединицы, но не вирус целиком. Так как в состав этой прививки входят только необходимые антигены, и не входят все остальные составляющие вируса, побочные эффекты после субъединичной вакцины случаются реже. Пример этого вида вакцины – взвесь убитых коклюшных бактерий, которые содержатся в прививке АКДС.
  • Конъюгатная вакцина борется с иным видом бактерий. У этих бактерий есть антигены, покрытые внешним слоем цепочек сахаров, которые называются «полисахариды». Этот слой сахаров маскирует антиген, и неразвитой иммунной системе маленького ребёнка тяжело обнаружить его и отреагировать на него. Конъюгатные вакцины эффективны против подобных бактерий, потому что они связывают полисахариды с антигенами, на которые иммунная система реагирует хорошо. Это помогает неразвитой иммунной системе ребёнка отреагировать на слой этих сахаров и выработать иммунную реакцию. Пример этого вида вакцины – вакцина против бактерий пневмококка.  

 

б) Проведение спортивных мероприятий, эстафет, физкультминуток под девизом «Мы говорим вакцинации – ДА!».

Комплекс спортивных мероприятий определяется  по выбору ответственных специалистов в виде «Веселых стартов», соревнований «Спортивная семья» и т.п. с вовлечением детей, родителей, общественности. Фотоматериал о проведенных спортивных мероприятиях размещается на сайте организаций образования, здравоохранения и в социальных сетях с хэштегом #МыговоримвакцинацииДА

 

Целевая группа дети  и подростки от 11 до 14лет

 

а)Организация классных часов по вопросам важности вакцинации для здоровья, благополучия и профилактики инфекционных заболеваний.

Проведение классного часа на тему: «Вакцинация -лучшая защита!».

Цель проведения: выработка мотивации к сохранению и укреплению здоровья через  вакцинацию.

Информационный блок

Что такое вакцинация?

Вакцинация (прививки) — применяемый в настоящее время способ массовой профилактики инфекционных болезней:вирусных — кори, краснухи, свинки, полиомиелита, гепатита В и т.д.;бактериальных — туберкулеза, дифтерии, коклюша, столбняка и т.д.

Принцип вакцинации заключается в том, что в организм человека вводятся вакцины: ослабленные или убитые возбудители различных инфекций (или искусственно синтезированные белки, которые идентичны белкам возбудителя).Многие прививки можно делать одновременно. При этом существует ряд препаратов, которые изначально представляют собой смесь нескольких вакцин. Например, вакцина АКДС направлена против коклюша, дифтерии и столбняка.

Некоторые вакцины создают иммунитет с первого раза, другие приходится вводить повторно. Так называемая, ревакцинация — мероприятие, направленное на поддержание иммунитета, выработанного предыдущими прививками

Что обеспечивает  иммунитет?

Инфекция - это внедрение возбудителей болезни в организм человека, сопровождающееся комплексом реактивных процессов. После проникновения микробов организм начинает «защищаться» - вырабатывает антитела, активно «борющиеся» с болезнетворными микроорганизмами. После перенесения инфекции в организме остаются антитела, т.е. вырабатывается иммунитет. Если возбудители той же болезни снова попадают в организм, антитела их обезвреживают. У человека, перенесшего определенную инфекционную болезнь, вырабатывается к ней иммунитет, т.е. происходит его естественная «вакцинация». После перенесения некоторых болезней вырабатывается пожизненный иммунитет.

Когда впервые была проведена вакцинация?

Первая вакцинация была произведена в 1796 году. Английский врач Э.Дхеннер привил коровью оспу нескольким пациентам, так как он заметил, что люди, переболевшие коровьей оспой, не заболевают натуральной оспой. В 1977 году был зарегистрирован последний случай оспы.

Прививки рекомендуется проводить в соответствии сНациональным календарем прививок Республики Казахстан.

Нужны ли нам вакциныи безопасны ли они?

Да нам нужны вакцины, они избавляют миллионы людей от страданий, связанных с болезнями и пожизненной инвалидностью, обеспечивают благополучие и качество жизни.

Вакцины безопасны, для вакцинации применяются вакцины, сертифицированные Всемирной организацией здравоохранения, то есть гарантированного качества.

К чему приведет отказ от иммунизации

Инфекции, против которых проводятся профилактические прививки, в случае отсутствия вакцинации, несут прямую угрозу жизни и здоровью:

  • полиомиелит –полиовирус, поражает нервную систему и может вызвать паралич или даже смерть всего за несколько часов;
  • осложнение дифтерии- миокардит, развитие вялых парезов и параличей, в результате может наступить асфиксия, провоцирующая летальный исход;
  • эпидемический паротит - риск развития бесплодия и сахарного диабета;
  • осложнение гепатита В - печеночная кома, которая заканчивается летальным исходом в 90% случаев, цирроз и рак печени;
  • краснуха - во время беременности может привести к врожденным органическим поражениям плода;
  • осложнения столбняка - асфиксия и остановка сердца;
  • туберкулез - риск заболевания тяжелой формой с многочисленными осложнениями;
  • осложнения пневмококковой инфекции- пневмония и гнойный менингит;
  • осложнение кори -энцефалит, беременность может заканчиваться самопроизвольным абортом или преждевременными родами.

 

б) проведение ролевой игры «Вакцинация – мой выбор!»

Цель: формирование у детей доверительного отношения к вакцинопрофилактике.

Задачи:

выявить нравственную позицию ребят в отношении к собственному здоровью; выработать мотивацию к самосохранительному поведению; способствовать положительному отношению детей к вакцинации.

Сценарий:Звучит музыка. Один из учеников выступает в роли «Вируса». На столе микроскоп, лупы. Трое учащихся  изображают учёных, один учащийся - журналист.

Журналист: Мы находимся в научнойлаборатории, перед нами совет учёных.

1-й Учёный: Коллеги, я получил сообщение, что мы можем столкнуться с новой инфекцией.

2-й Учёный: А я слышал, что против этого вируса ещё нет вакцины.

3-й Учёный: Но мы не можем найти вирус.

1-й Учёный: Нет, нет, я думаю нам надо постараться его найти, будем искать (Учёные с лупами расходятся по залу в поисках вируса. Тихо звучит музыка).

2-й Учёный: (находит среди учеников вирус)Кажется, я нашёл.

3-й Учёный: Надо его изолировать.

(«Вирус» сажают на стул в середине зала. Учёные начинают исследование вируса. «Вирус» чихает, кашляет.)

1-й Учёный: Вирус вызывает чихание.

2-й Учёный: Слабость.

3-й Учёный: (вытирая салфеткой пот у «Вируса») Потливость.

1-й Учёный: Кашель.

2-й Учёный: (измеряет температуру) Высокая температура.

3-й Учёный: Очень сложный вирус.

1-й Учёный: У меня есть идея(учёные уходят и возвращаются с готовой вакциной)!

2-й Учёный: Итак, вакцина готова. Начинаем испытания (делают «прививку»ученику, исполняющему роль «Вируса». Засекают время).

3-й Учёный: Время вышло.

1-й Учёный: Он перестал кашлять.

2-й Учёный: Не чихает.

3-й Учёный: Потливость пропала.

1-й Учёный: Мы победили вирус!

2-й Учёный: Мы сделаем прививки и у всех появится иммунитет против этой инфекции.

Журналист: Скажите, пожалуйста, как вам удалось победить такую сильную инфекцию.

3-й Учёный: Мы изобрели вакцину, но это ещё только полдела.Журналист: Вы считаете, что иммунитет всё же может пропасть после прививки.

1-й Учёный: Да, может, если его не укреплять.

Журналист: А как его укрепить?

2-й Учёный: Хорошо, мы вам сейчас об этом расскажем.

3-й Учёный: Чтобы организм укрепить

Витаминами его надо обогатить.

И к полезной пище себя приучить.

Журналист: Вы имеете в виду конфеты?

1-й Учёный: (подходит к слайду, на которой изображены овощи, фрукты и т. д.) Смотрим все сюда. Знает каждый ученик, витаминов много в фруктах, овощах, супах, борщах, и вкусных кашах.

2-й Журналист: Теперь достаточно для того, чтобы не заболеть?

3-й Учёный: Нет.

Журналист: Что же ещё?

1-й Учёный: С водой дружить и мыло не забыть!

2-й Учёный: (обращается к детям) Подскажите нам, друзья, для чего нужна вода?

Варианты ответов:

- для закаливания организма;

- для соблюдения гигиены;

- мыть фрукты и овощи;

- чистить зубы …. и т.д.

3-й Учёный: Вы правы, друзья!

Журналист: А как вы относитесь к спорту?

1-й Учёный: Спорт! Это тоже очень важно! На зарядку становись!

2-й Учёный: 

Если про всё это не забыть,

Свой организм мы сможем укрепить.

Прогоним болезни и страх со двора,

К прививкам готова всегда детвора.

Все дети: И громко прививкам мы скажем - Ура!

 

в) проведение совещаний для сотрудников школ, по вопросам сохранения и укрепления здоровья путем вакцинопрофилактики. 

Информационный блок для сотрудников школ

«Вопросы и ответы»

Что такое иммунопрофилактика?

Что такое вакцинация?

Что такое «коллективный» иммунитет?

Чем отличается вакцинация от ревакцинации?

Как обеспечивается безопасность вакцин?

Можно ли одновременно прививаться против нескольких инфекций?

Какие имеются противопоказания к вакцинации?

Что влечет за собой отказ от прививок?

Необходимо ли прививаться взрослым?

Что такое иммунопрофилактика?

Иммунопрофилактика — метод индивидуальной или массовой защиты населения от инфекционных заболеваний путем создания или усиления искусственного иммунитета при помощи вакцин.

Каждый человек в любой стране имеет право на вакцинацию, выраженный эффект при вакцинопрофилактике достигается только в тех случаях, когда в рамках календаря прививок иммунизируется не менее 95% детей, лица с хронической патологией относятся к группе высокого риска по заболеваемости инфекциями, в связи с чем, иммунизация для них должна быть обязательной.

Все инфекции, профилактические прививки, которые включены в национальные календари, несут прямую угрозу жизни и здоровью.

Необходимо подчеркнуть, что как только прекращается иммунизация или снижается ее объем, происходит активизация длительно не регистрировавшихся инфекций. Причины, которые привели к снижению охватов иммунизации, как правило, различны, но результат один – подъем заболеваемости, перерастающий в ряде случаев в эпидемии.

Таким образом, до каждого обучающегося(воспитанника) образовательной организации должно быть донесено следующее: если отказаться от прививок, инфекции, считавшиеся побежденными, обязательно вернутся.

Благополучие нашей жизни — отсутствие угрозы тяжелых инфекций, достигнуто исключительно благодаря широкому проведению профилактических прививок.

Что такое вакцинация?

Вакцинация — это самое эффективное средство защиты против инфекционных болезней, известное современной медицине.

Среди микроорганизмов, против которых успешно борются при помощи прививок - вирусы (например возбудители кори, краснухи, свинки, полиомиелита, гепатита В, ротавирусной инфекции) или бактерии (возбудители туберкулеза, дифтерии, коклюша, столбняка, гемофильной инфекции).

Что такое «коллективный» иммунитет?

Чем больше людей имеют иммунитет к той или иной болезни, тем меньше вероятность у остальных (не иммунизированных) заболеть, тем меньше вероятность возникновения эпидемии. Например, если только один ребенок не вакцинирован, а все остальные получили прививку, то не вакцинированый ребенок хорошо защищен от болезни (ему не от кого заразиться). Для сохранения эпидемического благополучия требуется охват прививками не менее 95% детей и 90% взрослых.

Чем отличается вакцинация от ревакцинации?

Вакцинация – мероприятие, направленное на формирование иммунитета к определенной болезни.

Ревакцинация — мероприятие, направленное на поддержание иммунитета, выработанного предыдущими вакцинациями. Обычно проводится через несколько лет после вакцинации.

Можно ли одновременно прививаться против нескольких инфекций?

Одновременное введение нескольких вакцин в большинстве случаев является безопасным и эффективным.

Одновременное введение вакцин особенно актуально в следующих случаях:

- при надвигающейся одновременной эпидемии нескольких заболеваний;

- при подготовке к путешествию;

- при отсутствии документов о ранее проведенных прививках.

Какие имеются противопоказания к вакцинации?

Противопоказания к прививкам подразделяются на следующие категории: постоянные (абсолютные) и временные (относительные).

Можно или нет ставить прививку определяет врач в каждом случае индивидуально.

Что влечет за собой отказ от прививок?

Человек может заболеть теми болезнями, от которых можно сделать прививки;заболев, может заразить окружающих (в том числе одноклассников и членов семьи).

 

Целевая группа дети от 15 до 17 лет

 

а)Проведение диспута «Вакцинация - твое право на здоровье! Вакцинация:ЗА иПРОТИВ».

План проведения диспута.

Цель занятия

  • повышение качества информированности молодежи о преимуществах вакцинации, привлечение внимания общественности к рискам и последствиям, связанным с отказом от вакцинации, выработка солидарной ответственности за свое здоровье.

Назначаются эксперты из преподавательского состава.

Структура диспута:

-формируется две оппозиционные команды (сторонники и противники вакцинации);

-на подготовительном этапе(сбор и исследование проблемы в соответствии с точками зрения; дифференциация материалов по трем аспектам: этический, социальный, правовой);

-команды поочередно представляют свою позицию по трем аспектам проблемы;

-представление информации по каждому из аспектов завершается вопросами со стороны оппонентов;

- по каждому аспекту проблемы заслушивается мнение экспертов;

- в финале обсуждения проблемы заслушивается мнение экспертов.

б)Проведение конкурсасреди учеников. Обьявляется конкурс на лучший короткий ролик на тему «Вакцинация - твое право на здоровье!»-о популяризации вакцинации, формируется объективное жюри, победителям вручается диплом, сертификат.Необходимо разместить информацию о победителях конкурса на страницах школы в Интернете, сообщения и посты в «Күнделік», в социальных сетях с хештегом #вакцинацияздороваянация или хештегом #иммунизациятвойшанс.

 

Целевая группа молодежь от 18 до 29 лет

 

а) организациякруглого столана тему «Вакцинация – твой путь в здоровую жизнь!»,с акцентом на предупреждение инфекционных заболеванийс помощью своевременной вакцинации.

Участниками мероприятия являются студенты средних специальных учебных заведений, высших учебных заведений, неправительственных организаций, работники организаций здравоохранения и образования, известные личности, представители средств массовой информации, другие заинтересованные лица.

Тематика круглого стола:

- о вакцинах согласно Национального календаря прививок; 

-предупреждение заболеваний, в том числе, таких как вирусный гепатит, рак шейки матки;

-о поствакцинальных реакциях.

б) проведение в колледжах, университетах, молодежных организациях выставок/конкурсов под девизом «Вакцинация – это здоровое будущее!»с организацией фото- и видеосъемок, с освещением в средствах массовой информации.Фотографии размещаются в социальных сетях и на сайтах, личных страничках.

 

Целевая группа взрослое население от 30 до 64 лет

 

а) Проведение Дней открытых дверей в организациях первичной медико-санитарной помощи, с привлечением профильных специалистов;проведение выездных Дней открытых дверей на рабочих местах, с консультациями специалистов о преимуществах иммунизации, соблюдении правил личной и общественной гигиены.

б)Проведение занятий в Школах здоровья по планированию семьи, подготовке к родам, молодой матери, в кабинетах здорового ребенка о мерах по предупреждения заболеваний, в том числе своевременной иммунизации, согласно Национальному календарю прививок, преимуществах грудного вскармливания, формирования гигиенических навыков.

 

Целевая группа взрослое население старше 64 лет

 

а)Информационно-консультационные мероприятия, Дни открытых дверей в ПМСП с консультациями специалистов, беседы, занятия вШколах здоровья, во дворах, дворовых клубах, обществах ветеранов, супермаркетах с участием медицинских работников, психологов, социальных работниковна тему:«Мы говорим вакцинации – ДА!»;

Ключевые моменты организации Дней открытых дверей, вечеров вопросов и ответов: определение участников мероприятия (медицинские специалисты, профильные специалисты, врачи общей практики, психологи, социальные работники, специалисты Департамента охраны общественного здоровья,службы формирования здорового образ жизни); составлениепрограммы мероприятия;согласование времени и места проведения, с участием средств массовой информации, неправительственных организаций;по окончанию мероприятия фотографии выставляются в социальных сетях и на сайтах организации.

Информационный блок

Иммунизация — создание специфической невосприимчивости к инфекционному заболеванию путем имитации естественного инфекционного процесса с благоприятным исходом. Попав в организм человека, вакцина вызывает специфические изменения в системе иммунитета, результатом которых является выработка собственных защитных факторов – антител, интерферонов и ряда клеток. Формируется активный иммунитет, помогающий справиться с инфекцией.

После введения вакцины требуется время, чтобы организм успел выработать необходимые защитные факторы. Обычно для этого требуется от одной до нескольких недель. Впоследствии, если происходит встреча человеческого организма с возбудителем инфекции, сформированный иммунитет защитит от развития инфекционного заболевания.

Не привитой человек подвергается следующей опасности:

— рискует переболеть корью и будет подвергаться 1% риску летального исхода и с большей вероятностью, перенести тяжелое осложнение, вплоть до поражения центральной нервной системы в виде энцефалита;

— будет мучительно кашлять в течение 1-2 месяцев при заболевании коклюшем и может возникнуть осложнение в виде коклюшного энцефалита;

— может заболеть дифтерией, летальный исход – каждый десятый случай;

—У одного из каждых 200 человек, зараженных полиомиелитом, наступает необратимый паралич. Из числа парализованных лиц 5%-10% умирают при параличе дыхательных мышц, вызванный вирусом;

— не будет защищен от туберкулеза;

— перенесенный эпидемический паротит (свинку) в детстве, повышает риск развития  бесплодия;

— вероятность заразиться краснухой, которая при относительно легком течении у детей, в подростковом и более старшем возрасте может вызвать поражение суставов, а у беременных женщин — стать причиной внутриутробного поражения плода;

— может заразиться гепатитом В, с высокой вероятностью развития в последующем хронического гепатита, цирроза или рака печени;

Вакцинация – лучшая защита от вируса гриппа. Грипп – одно из опасных заболеваний среди респираторных инфекций. Его токсины вызывают поражение сосудистой и нервной систем, а также поражение легочной ткани, что часто приводит к развитию отека мозга (менингит), легких (пневмония), повышению проницаемости сосудов (кровотечения, кровоизлияния, инфаркты, инсульты, обострения язвенной болезни, сахарного диабета, аутоиммунных заболеваний, обструктивной болезни легких, аллергических заболеваний и т. п.). Прививаться против гриппа необходимо, эпидемии гриппа возникают в мире  ежегодно и охватывают все возрастные и социальные категории.. При вакцинации в организм вводят частицу инфекционного агента вируса гриппа, который стимулирует выработку антител, предотвращает размножение вирусов и инфицирование клеток и таким образом создает активный иммунитет. Показаниями для вакцинации являются группы риска. Взрослое население может обращаться в прививочные кабинеты при организациях первичной медико-санитарной помощи по месту прикрепления. Иммунитет после перенесенного гриппа, равно как и после прививки, длится 6–12 месяцев. С учетом изменяющегося штаммового состава циркулирующих вирусов, иммунитет, созданный вакцинами прошлого сезона, может вообще оказаться неэффективным. Заболеваемость гриппом среди лиц, привитых противогриппозными вакцинами, в 12 раз ниже, чем среди не привитых. Вакцинация против гриппа не дает 100% защиту от заболевания гриппом, но предотвращает тяжелое и осложненное его течение и смертность.

Противопоказания к проведению профилактических прививок(Приказ Министерства здравоохранения Республики Казахстан
№ 361 от 13 июня 2018 года):

1. Общие постоянные противопоказания для всех видов вакцин:

1) сильная реакция, развившаяся в течение 48 часов после предыдущего введения данной вакцины (повышение температуры тела до 40 градусов Цельсия и выше, синдром длительного, необычного плача три и более часов, фебрильные или афебрильные судороги, гипотонический-гипореактивный синдром);

2) осложнение на предыдущее введение данной вакцины - немедленные аллергические реакции, в том числе анафилактический шок, развившися в течение 24 часов после прививки, энцефалит или энцефалопатия (проявляющиеся изменением уровня сознания, судорогами), развившиеся в течение семи дней после введения вакцины и не имеющие других причин объяснения этих симптомов.

2. Постоянные противопоказания для использования живых вакцин:

1) стабильные иммунодефицитные состояния, включая ВИЧ-инфекцию;

2) злокачественные новообразования, включая злокачественные заболевания крови;

3) беременность.

3. Временные противопоказания, общие для всех видов вакцин:

1) острые заболевания центральной нервной системы (менингит, энцефалит, менингоэнцефалит) – вакцинация откладывается на срок до одного года со дня выздоровления;

2) острый гломерулонефрит – вакцинация откладывается до 6 месяцев после выздоровления; нефротический синдром – вакцинация откладывается до окончания лечения кортикостероидами;

3) острые инфекционные и неинфекционные заболевания средней и тяжелой степени тяжести вне зависимости от температуры - вакцинация разрешается через 2-4 недели после выздоровления;

4) применение при различной патологии стероидов, а также других препаратов, обладающих иммуносупрессивными свойствами;

5) больные с прогрессирующими хроническими заболеваниями не подлежат вакцинации; больные с обострением хронических заболеваний прививаются в период ремиссии.

На каждую вакцину организм реагирует по-разному: чаще проявления полностью отсутствуют, реже развиваются местные или общие реакции.

Однако поствакцинальная реакция является нормальным проявлением организма, так как вакцина содержит чужеродный белок. Поствакцинальные реакции проявляются в виде общих (повышение температуры тела, недомогание и т. д.) либо местных признаков (покраснение, болезненность, уплотнение). В зависимости от вида вакцины эти проявления могут быть различными. Обычно реакции на прививки инактивированными вакцинами (АКДС, АДС, гепатит В) возникают на 1-2 день, а живыми вакцинами, реакции могут появиться позже, на 2-10 день после прививки. Как правило, они проходят самостоятельно, либо при назначении соответствующей симптоматической терапии (жаропонижающие, антигистаминные средства) в течение 1-2 дней.

Очень редко возникают поствакцинальные осложнения — тяжелые и (или) стойкие нарушения состояния здоровья вследствие профилактических прививок и препятствующие повторному введению той же вакцины (резкое снижение артериального давления, судороги, неврологические нарушения, аллергические реакции разной степени тяжести, абсцессы, флегмоны в месте введения вакцины и пр.). Однако при самих инфекциях, от которых защищают прививки, эти же осложнения встречаются с гораздо большей частотой.Современные вакцины дают минимум реакций и практически не вызывают осложнений.

По окончанию информационного блока проводится обратная связь, распространяется информационный материал.

 

 

Медиа-мероприятия:

Цель: повышениезнаний и навыков среди населения о мерах укрепления и сохранения здоровья, профилактике поведенческих факторов риска и социально-значимых заболеваний на всех этапах жизни, предупреждении вакциноуправляемых инфекции, на государственном и русском языках.

Форма проведения мероприятий:

  • выступления на телевизионных каналах, радиостанциях;
  • публикации в печатных изданиях на государственном и русском языках;
  • размещение анонса новостей на Web-сайте организации, в информационных  агентствах;
  • ротация аудио-видеороликов в организациях ПМСП, в учреждениях образования, на предприятиях малого и среднего бизнеса, закрепленных за медицинским учреждением;
  • участие в пресс-конференциях областного и городского уровней;
  • выступления по радиотрансляционному узлу в учреждениях ПМСП, школах, ССУЗах и ВУЗах, в местах массового нахождения людей;
  • трансляция видеороликов на LED-мониторах, в общественном транспорте, в местах массового пребывания населения и т.д.
  • размещение наружной рекламы (светодиодные дисплей, баннеры, билборды, информационные стойки, Roll-up стойки и т.д.), бегущая строка на региональных телеканалах, в общественном транспорте, размещение информации на остановочных комплексах, в  ЦОНах, и т.д.
  • рассылка информации профилактической направленности посредством: SMS-сообщений через мобильную связь, социальные сети, платежные квитанции по оплате коммунальных услуг, расклеивание информации в лифтах, подъездах жилых домов.

 

Срок предоставления информации в НЦОЗ к 1июня 2020года в печатном и электронном форматах на адрес akm.zozh@mail.kz:

  • аналитическая информация в формате Word на государственном и русском языках с указанием целевых групп, мероприятий в рамках каждой целевой группы, организаций, в которых данные мероприятия проводились и число мероприятий и охваченных лиц;
  • таблицы в формате Excel, согласно Приложения 1.
  • таблица в формате Excel, согласно Приложения 2.

 

 

Ответственный исполнитель:   Кулмамбетова Ш.

Приложение 2

 

Анкетирование Национальной программы «Мы говорим вакцинации –ДА!», приуроченная к Всемирной неделе иммунизации

 

1. Ваш пол

а) мужской

б) женский

2. Я положительно отношусь к вакцинации и своевременно делаю профилактические прививки:

а) да

б) нет

в) затрудняюсь ответить

3. Я категорически отказываюсь от вакцинации:

а) да

б) нет

в) затрудняюсь ответить

4. Как Вы считаете, зачем нужна вакцинация?

а) для профилактики смертельно опасных инфекционных заболеваний человека

б) это только бизнес компаний-производителей, поддерживаемый врачами

в) для осознанного нанесения вреда здоровью детей

г) метод вакцинации мало изучен, последствия применения вакцин непредсказуемы

д) другой вариант ответа

5. Вы считаете действие вакцин:

а) абсолютно полезным

б) частично полезным, зависит от индивидуальных особенностей ребенка

в) абсолютно вредным для организма

г) частично вредным, только при возникновении непредвиденных осложнений

д) вакцины не оказывают никакого действия на организм

6. Знаете ли вы, от каких инфекций можно защитить себя, сделав прививку?

а) да

б) нет

в) затрудняюсь ответить

7. Я привит(а) против:

а) дифтерии

б) вирусного гепатита А

в) вирусного гепатита В

г) ветряной оспы

д) гриппа

ж) папилломавирусной инфекции (рака шейки матки)

з) кори

и) краснухи

й) не знаю против каких инфекций

8. Будете ли Вы защищать своего ребенка от инфекционных заболеваний путем проведения прививок?

а) да

б) нет

в) сомневаюсь

9. Считаете ли Вы, что необходимо более активное и позитивное освещение вопросов по вакцинопрофилактике инфекционных заболеваний в средствах массовой информации?

а) да

б) нет

10. Из каких источников Вы получаете сведения о прививках:

а) от врачей (врач родильного дома, педиатр из участковой поликлиники, педиатр частного медицинского центра, врач другой специальности)

б) из СМИ (телевидение, радио, газеты и журналы, сеть Internet)

в) из распространяемых информационных материалов (листовки, буклеты, брошюры, диски)

г) от знакомых и родственников (не медицинских работников)

 

 

Спасибо за ваши ответы на вопросы анкеты!

Страница создана: 17.09.2020 13:19
Страница обновлена: 17.09.2020 13:19
Просмотров: 17