ЦЕНТР ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ
ПРИ ГКП НА ПХВ "ГОРОДСКАЯ ПОЛИКЛИНИКА" АКМОЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ
ТЕЛ: +7(7162) 26-64-60;ТЕЛ: +7(7162) 55-12-78;
E-MAIL: akm.zoz@mail.ru
WWW.AKMZOZH.KZ       +7 (778) 267-44-31


Концепция Национальной программы«Здоровая семья - здоровая страна», приуроченная к Национальному дню семьи

«Утверждаю»

И.о. директора

РГП на ПХВ «НЦОЗ» МЗ РК

 

Концепция Национальной программы«Здоровая семья - здоровая страна», приуроченная к Национальному дню семьи

 

Целевая группа – население РК, в т.ч.

- дети от 3 до 6 лет

- дети от 7 до 10 лет

- дети  и подростки от 11 до 14лет

- подростки от 15 до 17 лет

- молодежь от 18 до  29 лет

- взрослое население от 30 до 64 лет

- взрослое население старше 64 лет

 

Цели и задачи

  1. Повышение информированности населения о значимости  формирования навыков здоровьесберегающего поведения  в семье;
  2. Охрана репродуктивного здоровья в течение всей жизни;
  3. Повышение роли института семьи для укрепления здоровья.

 

Механизм реализации

Основной механизм реализации связан с совместной деятельностью областных акиматов  и акиматов гг. Алматы, Нур-Султан и Шымкент, Управлений здравоохранения регионов и гг. Алматы, Нур-Султан и Шымкент, Комитета контроля качества и безопасности товаров и услуг РК и областных департаментов контроля качества и безопасности товаров и услуг, в т.ч. гг. Алматы, Нур-Султан и Шымкент, организаций,  оказывающих первичную медико-санитарную помощь, профильных служб, Центров формирования здорового образа жизни, на единой методологической основе с практической реализацией данных мероприятий на региональном уровне.

Одним из главных факторов процветания государства является здоровая семья. Что такое здоровая семья? Здоровая семья – это семья, в которой присутствует здоровый психологический климат, духовная культура, приверженность к сохранению и укреплению здоровья с детства и до преклонного возраста, социальное и материальное благополучие. Семья – это основное звено, где формируются полезные привычки и отвергаются вредные.

По определению Всемирной организации здравоохранения репродуктивное здоровье - это состояние полного физического, умственного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней во всех сферах, касающихся репродуктивной системы, ее функций и процессов в ней.

 

Особенности профилактических мероприятий на 2019, в сотрудничестве с НПО, с разделением на целевые группы по возрасту.

 

Целевая группа дети от 3 до 6 лет

 

  1. Провести утренник на тему«Я здоровье берегу, сам себе я помогу».

Ведущий: Сегодня, ребята, мы проведем утренник на тему «Я здоровье берегу, сам себе я помогу», где мы познакомимся с Незнайкой.

Действующие лица:  Незнайка, ведущий.

Ход мероприятия: 

Дети проходят в зал, садятся на скамейки.

Незнайка. Ой-ой-ой. Зубы болят, горло болит, живот болит.

 Ведущий. Ты что, Незнайка, плачешь? Пойдем лучше играться с детьми.

Незнайка. Не могу, зубы болят, горло болит, живот болит, ой-ой-ой (плачет).

Ведущий. Как же тебе помочь? Давай, ребят спросим, может они помогут? Ребята, что нужно делать, чтобы зубки не болели?

Дети. Чистить их!

Незнайка. А как? (Дети показывают имитирующими движениями).

Ведущий. А кто утром чистит зубки? А перед сном? (Дети отвечают). Незнайка, зубы надо чистить два раза в день – утром и вечером. Запомнил?

Незнайка. Запомнил.

Ведущий. А ты знаешь, что нужно делать, когда садишься есть?

Незнайка. Хватать самую большую ложку!

Ведущий. А вот и нет. Вот почему у тебя болит живот! Дети, что нужно делать, перед тем как садиться за стол?

Дети. Мыть руки.

Незнайка. Мыть руки? А как? Я ведь не умею. (Дети показывают имитирующие движения).

Ведущий. Для того  чтобы быть крепким и здоровым, нужно вовремя ложиться спать.

Ведущий. А утром, когда встанешь, что надо делать?

Дети. Зарядку.

Незнайка. А что это такое, зарядка? И зачем она мне нужна?

Ведущий. Незнайка, зарядка нужна чтобы мы были сильными, ловкими, и здоровыми. Вот наши дети зарядку делают каждый день.

Нам лениться не годится, помните, ребятки: даже звери, даже птицы делают зарядку. А ещё интереснее делать зарядку под музыку. Ребята, давайте покажем Незнайке зарядку (Построение детей на зарядку).

Зарядка под музыку                                                                      

Незнайка. Ой, как здорово! Какой оказывается бывает интересной эта зарядка! Мне очень понравилось. Ребята, кажется, у меня и живот уже не болит, и зуб прошёл. И вообще я уже себя прекрасно чувствую!

Ведущий. Молодцы, ребята! Надеюсь, теперь у Незнайки ничего не будет болеть. И он каждое утро будет делать зарядку.

Как Вы поняли, чтобы быть здоровым и крепким для нас главное, дети, соблюдать личную гигиену: чистить зубы,умываться, мыть руки перед едой и обязательно, делать зарядку.

 

  1. Провести круглый стол для родителей на тему «Здоровье Вашей семьи»с привлечением медицинских специалистов ПМСП, сотрудников детских дошкольных учреждений (далее - ДДУ), специалистов службы ФЗОЖ,психологов, соцработников, волонтеровдля определения уровня осведомленности родителей, их вовлеченности в процесс укрепления здоровья ребенка.

В начале предлагаем провести  анкетирование и/или устный опрос используя нижеприведенные вопросы для выработки дальнейших мер взаимодействия с членами мультидисциплинарной команды ПМСП и ДДУ.

Анкетирование:

1. «Здоровый образ жизни» – как Вы это понимаете?

• Правильное питание

• Соблюдение режима дня

• Благоприятные условия окружающей среды

• Гармоничные отношения в семье

• Занятия физической культурой

• Другое _________________________

2. Какие факторы, с Вашей точки зрения, в большей степени влияют на состояние здоровья вашего ребенка?

• Экологические загрязнения

• Наследственные заболевания

• Недостаточный уровень двигательной активности

• Неправильное питание

• Вредные привычки

• Другое _____________________________

3. Оцените состояние здоровья вашего ребенка?

• Хорошее

• Плохое

• Затрудняюсь ответить

4. Часто ли болел Ваш ребенок в течение  года?

• Да, (_______) раз

• Нет

В чем Вы видите причины заболеваний? ___________________________

5. Как вы проводите выходные с ребенком?

• _______________________________________________________________

6. На что, по Вашему мнению, должны обратить особое внимание воспитатели, сотрудники детского сада, заботясь о здоровье и физическом воспитании ребенка?

• Соблюдение режима

• Рациональное питание

• Полноценный сон

• Достаточное пребывание на свежем воздухе

• Здоровая гигиеническая среда

• Благоприятная психологическая атмосфера

• Закаливающие мероприятия

• Другое ________________________________

7. Установлен ли для Вашего ребенка дома режим дня?

-Да

 -Нет

Если «Да», укажите время основных его компонентов

Будние дни Выходные дни

• Прием пищи

• Ночной сон

• Дневной сон

• Прогулка

8. Укажите виды деятельности Вашего ребенка дома (Будние дни, (вечер),выходные дни)

• Занятия рисованием, лепкой, конструированием

• Подвижные игры

• Пешие прогулки вместе с родителями

• Прослушивание рассказов, сказок

• Просмотр детских телевизионных передач

• Занятия физическими упражнениями

• Другое____________________________

9. Какие меры Вы предпринимаете с целью укрепления здоровья Вашего ребенка?

• Посещение врачей

• Занятия физическими упражнениями

• Закаливание

• Дыхательная гимнастика

• Массаж

• Прогулки на свежем воздухе

• Правильное питание

• Другое ________________________________________________

10. Как часто Вы уделяете внимание укреплению здоровья своего ребенка?

• Регулярно

• От случая к случаю

• Не уделяю

• Другое _______________________________________________

11. Есть ли причины, мешающие уделять внимание здоровью ребенка? Если есть,то какие?

• Отсутствие специальных знаний и умений

• Дефицит времени вследствие высокой профессиональной занятости

• Другое _______________________________________________

12. Что для Вас является основным источником получения информации о возможностях физического развития и оздоровления ребенка?

В детском саду:

• Педагоги

• Медицинские работники

• Родители других детей

• Наглядно-текстовая информация

• Другое ___________________________________________

 Вне детского сада:

• Средства массовой информации

• Интернет

• Собственный жизненный опыт

• Советы родителей, друзей, знакомых

• Консультации специалистов в области медицины

• Другое ___

13. В какой информации в данной области Вы нуждаетесь?

• Профилактика простудных заболеваний

• Организация рационального питания

• Двигательный режим ребенка дошкольного возраста

• Профилактика нарушений осанки и плоскостопия у детей

• Закаливание ребенка дошкольного возраста

• Режим дня дошкольника

• Физическая и психологическая готовность к школе

• Другое _________________________________________________

14. Какие формы и виды физической активности используете Вы лично?

• Утренняя зарядка

• Закаливающие процедуры (водные, сауна и др.)

• Занятия в оздоровительных группах (лечебная физкультура, бассейн и др.)

• Пешие прогулки

• Занятия спортом

• Туризм

• Другое __________________________________________________

15. Как часто Вы занимаетесь физкультурой?

• Регулярно        

• От случая к случаю        

 • Не занимаюсь          

• Другое______________

16. Продолжите следующее утверждение: «Я считаю, что моя семья соблюдает здоровый образ жизни на ______%, потому что  _________________________________________

17. Возраст:         - Ваш _________- Вашего ребенка __________

18. Образование:       - Высшее                       - Среднее

19. Состав семьи ____________

20. Количество детей _____________

Информационный материал для родителей

Соблюдение режима дня и личной гигиены.Необходим полноценный отдых, продолжительность ночного сна не должна быть менее 8-9 часов. Важно своевременное привитие навыков личной гигиены, с акцентом использования индивидуальных средств: умываться, чистить зубы, мыть руки перед едой, принимать ванну или душ перед сном.

 Полноценное сбалансированное питание.Еда "всухомятку", на ходу, многочисленные «фаст-фуды» часто подменяют полноценное питание, которое играет огромную роль в формировании подрастающего организма ребенка. Необходимо на своем примере родителям демонстрировать соблюдение режима питания, начиная с завтрака, приема пищи в кругу семьи, отказа от потребления вредной еды, «фаст-фудов», газированных напитков, пить достаточное количество воды, употреблять фрукты и овощи.

 Двигательная активность. Гиподинамия, способствующая развитию заболеваний, характерна для  большинства современных детей, особенно часто встречается  среди девочек. Если мальчики все же предпочитают спортивные игры, бегают на свежем воздухе, то девочки проводят досуг более пассивно. Желательно, чтобы девочка посещала секции или кружки танцев, гимнастики, атлетики, плавания, так как умеренные физические нагрузки являются хорошей профилактикой респираторных инфекций, формируют хорошую осанку, гибкий позвоночник, эластичные мышцы. 

Одежда.Одежда предохраняет организм от не­благоприятных воздействий внешней среды, механических повреждений и загрязнений. С гигиенической точки зрения, одежда способствует созданию необходимого микроклимата, должна быть легкой и удобной. При выборе одежды обращайте внимание на  теплозащитные свойства ткани, ее воздухопроницаемость, гигроскопичность и другие качества. Обувь должна быть легкой, эластичной и хорошо вентилируемой. Необходимо, чтобы ее теплозащитные и водоупорные свойства соответствовали погодным условиям.

Считают, что тесная, неудобная, очень теплая одежда способствует перегреву области гениталий у мальчиков, что вызывает нарушения в формировании семенных канальцев.Тогда как организм девочек нуждается в повышенном количестве тепла. Поэтому современная мода на короткие куртки и брюки на бедрах для девочек, особенно, когда на улице холодно, недопустима. Куртка должна закрывать бедренный сустав, а в прохладную погоду обязательное наличие  теплого белья под брюки или юбку.

Отказ от вредных привычек.Прививать традицию здорового образа жизни и отказ от вредных привычек с самого раннего детства на своем примере: не курить и не употреблять алкоголь при ребенке и всей семьей вести здоровый образ жизни. 

Иммунизация и медицинские осмотры. Несомненно, важную роль в профилактике заболеваний играют профилактические осмотры в дошкольных и образовательных учреждениях, информационно-разъяснительная работа медицинских работников, учителей.

Необходима своевременная вакцинация в соответствии с Национальным календарем прививок Республики Казахстан для профилактики инфекционных заболеваний.

Например, инфекционное заболевание паротит может  вызывать заболевания половой сферы (орхит), которые могут в дальнейшем привести к бесплодию. Для профилактики данного заболевания существует ассоциированная вакцина против кори, краснухи и паротита.

В заключение хотелось бы сказать, что здоровьесберегающее поведение  прививается ребенку с рождения, и основные навыки он получает в семье. Поэтому показывая на своем примере соблюдение правил личной гигиены, физической активности, здорового питания, мы, взрослые, способствуем формированию ответственности за свое здоровье, в том числе  психическое и репродуктивное

Целевая группа дети от 7 до 10 лет

Классный час «Взаимоотношения мальчиков и девочек».

Цель:  формировать  культуру общения между мальчиками и девочками

Информационный материал для педагога.

Для обозначения социального взаимодействия мужчин и женщин и было заимствовано английское слово “гендер”.

Гендер (от английского gender, от лат. gens – род) – обозначает "социальный пол", т.е. социальный статус и социально-психологические характеристики личности, зависящие не от биологических половых различий, а от социальной организации общества.

Половая принадлежность ребенка – важный фактор, от которого зависит его развитие и социальное поведение.

Каждый индивид развивается как представитель конкретного пола. Появившись на свет девочкой или мальчиком, ребенок в процессе социализации усваивает комплекс норм, правил, моделей поведения, которые приближают его к принятым в данном обществе образцам женского или мужского, способствуют формированию соответствующих качеств личности. Таким образом, ребенок приобретает гендерные характеристики.

Мальчики и девочки разные. Разные с социальной, биологической и психологической точек зрения.

Содержание классного часа:

Учитель: Наш классный час посвящен девочкам и мальчикам, их взаимоотношениям. Вы такие разные, но в то же время, у вас много общего. В начале, мы узнаем, с какими девочками и мальчиками вы хотели бы дружить, побеседуем о мире мальчиков и мире девочек, создадим портрет идеального мальчика и девочки, научимся говоритькомплименты и проявлять сочувствие.

Вступление:

- С каким бы мальчиком девочки хотели дружить? (Ответы девочек)

- С какой девочкой мальчики хотели бы дружить? (Ответы мальчиков)

А теперь мы с вами проведем мозговой штурм  «Мальчики и девочки - два разных мира»

- Можно сказать, что девочки и мальчики - этот два разных мира. Девочки и мальчики разные с самого рождения и развиваются тоже по-разному. Ученые установили, что у них разный мозг, разная психика, разные пути развития. Мальчик и девочка по-разному смотрят и видят, слушают и слышат, по-разному говорят и молчат, чувствуют и переживают.

Ответьте на вопросы

- Что интересует мальчиков? Во что вы любите играть? (Ответ девочек)

- А что интересует девочек? Во что вы играете? (Ответ мальчиков)

- А какие общие интересы у тех и других? (Ответ девочек и мальчиков)

На доске вы видите две окружности: одна - мир мальчиков, другая - мир девочек.

- Что бы вы поместили в мир мальчиков? (Мальчики записывают:машины, футбол, велосипед и т.п.)

- А из чего состоит мир девочек? (Девочки записывают: наряды, мода, куклы, сладости и т. п.)

- А что бы вы хотели поместить в пересечение кругов, какие у вас общие интересы (Мальчики и девочки по очереди пишут ответы)?

Давайте сделаем вывод: в вас есть так много разного, но и похожего. Вы согласны со мной?

- Как вы думаете, почему женщин называют «слабой половиной человечества», а мужчин - «сильной»?

- Мужчины всегда были сильнее женщин - они воевали, охотились, поднимали тяжести.

- Женщины занимались домашним хозяйством, им не надо было тренировать свои мышцы, учиться владеть оружием, физически они были слабее.

- А некоторые считают, что и мужчины, и женщины сильны по-своему.

Так, например, мальчики имеют склонность к освоению новых пространств, поэтому их так интересуют средства передвижения и воздействия (машины, инструменты). Мальчики быстрее принимают решения в сложных ситуациях, умеют принимать нестандартные подходы. А девочки очень хорошо ориентируются в привычном пространстве, в том, что их окружает. В быту девочки практичнее мальчиков. Девочки более послушны, исполнительны, они легче приспосабливаются к изменениям.

 

Давайте узнаем мнения мальчиков и девочек одруг друге и составим портрет идеального мальчика и портрет идеальной девочки.

Девочки составляют портрет идеального мальчика, а мальчики перечисляют те качества, которые они не хотели бы видеть в девочках (пишут на доске свои варианты).

Идеальный мальчик - ... (умный, добрый, благородный, вежливый, воспитанный, самостоятельный, независимый, уважает девочек, защищает их, никого не дразнит, хорошо танцует, занимается спортом, и т. п.)

Идеальная девочка - ... (умная, добрая, аккуратная, воспитанная, скромная, культурная, красивая, нежная, умеет выслушать и посочувствовать, уважает других, хорошо танцует, со вкусом одевается, и т. п.).

Так вот какими нужно быть мальчикам, чтобы вас уважали девочки и хотели с вами дружить. И какой нужно быть девочкой, чтобы заслужить уважение мальчиков.

 

.  Ребята, сыграем игру «Кто смелый?». Это игра для смелых мальчиков.

Игра «Кто смелый?»

Мы будем учиться выражать хорошие, положительные чувства: любовь, симпатию, жалость, нежность, радость. Предлагаю поиграть в игру «Кто смелый?».

Каждый мальчик по очереди берет карточку, называет имя девочки, смотрит ей в глаза и произносит с выражением ту фразу, которая написана.

• (Имя) Ты сегодня прекрасно выглядишь!

• (Имя) Ты сегодня очень красивая!

• (Имя) Тебе эта прическа очень к лицу!

• (Имя) С тобой поговорить - одно удовольствие!

• (Имя) Как я рад тебя видеть!

• (Имя) Ты очень умная и красивая!

• (Имя) Улыбнись, у тебя такая светлая улыбка!

• (Имя) Твои глаза сияют, как лучи!

• (Имя) Какой у тебя красивый, певучий голос!

• (Имя) Какая ты аккуратная!

• (Имя) Ты просто замечательная девочка!

 

Теперь с девочками мы сыграем в игру «Эстафета сочувствия»

Представьте такую ситуацию: мальчик по дороге в школу упал в лужу, весь промок.

- Какие слова сочувствия вы бы сказали ему? (Ответы девочек)

Варианты ответов:

Я тебе очень сочувствую, чем я могу помочь?

Не унывай, с каждым может случиться.

Бедненький! Как мне тебя жалко! Руки-ноги целы? Это самое главное.

Что-нибудь болит? Вставай, помогу тебе дойти до медпункта.

За тетрадки не переживай, у меня есть запасные - поделюсь.

Подсох немножко? Тебе нужно согреться, мы принесли тебе горячего чайку из столовой.

Заключение. Итог классного часа:

- Сегодня мы с вами поговорили о мальчиках и о девочках.

Вам предстоит учиться вместе много лет, и мальчики должны выполнять свой рыцарский долг, а девочки по достоинству оценивать мальчиков.Если вы будете уважать друг-друга, тогда между вами будут дружеские отношения, всем будет уютно и хорошо в классе.

 

Целевая группа дети  и подростки от 11 до 14лет

 

2. Классный час «Твое будущее в твоих руках»

Информационный материал для педагогов:

По рекомендации Всемирной организации здравоохранения инвестиции в здоровье подростков дадут тройную отдачу и положительно отразятся на здоровье

  • Сегодняшних подростков: работа по пропаганде позитивных форм поведения (например, нормальный режим сна, конструктивные формы риска, такие как спорт или театр) и профилактика, ранняя диагностика и лечение болезней и расстройств (например, нарушений, связанных со злоупотреблением психоактивными веществами, психических расстройств, травм, инфекций, передаваемых половым путем) позволят поднять уровень здоровья подростков уже сегодня.

• Завтрашних взрослых: чтобы помочь заложить фундамент здорового образа жизни и снизить заболеваемость, инвалидность, преждевременную смертность во взрослом возрасте, необходимо способствовать формированию здорового поведения уже в подростковом возрасте (например, в вопросах питания, физической активности и, в случае ведения половой жизни, использования презервативов) и по возможности сократить подверженность воздействию вредных факторов, условий и форм поведения (например, загрязнения воздуха, ожирения, употребления алкоголя и табака). • Следующего поколения: здоровье следующего поколения можно защитить посредством укрепления эмоционального благополучия и здоровых форм поведения у нынешних подростков (например, развивая у них навыки урегулирования конфликтов, обеспечивая своевременную вакцинацию и хорошее питание) и предотвращения воздействия со стороны факторов риска (таких как свинец или ртуть, межличностное насилие, нанесение увечий женским гениталиям, злоупотребление психоактивными веществами, слишком ранняя беременность или слишком частые беременности).

Охрана репродуктивного здоровья должна начинаться с детства,  поэтому каждый подросток, а также и его ро­дители, должны знать как сохранить и укрепить репродуктивное здоровье подростков - будущего потенциала общества, путем превенции факторов риска.

Влияние вредных привычек на репродуктивное здоровье подростков.

Курение и репродуктивное здоровье подростков. Безвредных сигарет нет. Курение, особенно начатое в подростковом возрасте приводит к быстрому развитию зависимости от табака, может привести к бесплодию, развитию различных заболеваний.

Алкоголь и репродуктивное здоровье подростков. Безвредного алкоголя нет. В последние годы стало очень распространенным среди подростков употребление «легкого» алкоголя — различных коктейлей и пива. Даже  «безалкогольное» пиво содержит 0,5% алкоголя. В состав его входят также различные добавки (красители и консерванты), которые могут вызвать различные заболевания, содержат эстрогеноподобные вещества — аналоги женских половых гормонов, оказывающих выраженное негативное воздействие на функцию репродуктивных органов подростка.

Приупотреблениипсихоактивных веществ происходит снижение нормального развития половой функции, что в конечном итоге может приве­сти к бесплодию или в будущем к рождению неполноценного потомства.

         Игромания или длительное сидение за компьютером.Сидение подростка за компьютером более 4-5 часов в день не только вредит зрению, нарушению осанки, но и длительное неправильное использование ноутбуков (локализация на бедре) приводит к перегреванию яичек.

Неправильное питание, в частности высококалорийная пища. Высококалорийная диета на фоне низкой физической активности способствует накоплению избыточной массы тела и развитию ожирения, которое снижает выработку тестостерона и приводит к бесплодию и импотенции. Злоупотребление жирной пищей (особенно богатой животными жирами) активизирует атеросклеротические процессы в сосудах, нарушая кровообращение во всех органах, в том числе, в органах половой системы. Красители и консерванты, входящие в состав многих продуктов питания, при условии массивного поступления в организм способны оказывать токсическое воздействие и нарушать гормональный баланс.        

        

Классный час посвящён профилактике вредных привычек, которые влияют на здоровье, в том числе репродуктивное, инаправлен на то, чтобы вызвать у них интерес к собственной личности, а также научить сопротивляться давлению сверстников.

Подготовительная работа:

1.Пригласить родителей или назначить учащихся на роль врачей.

2. Приготовить белые халаты для роли врача

Ход классного часа. Классный руководитель: Что бы вы сделали, ребята, если бы вам попался пятиглавый дракон? (Дети отвечают) А вот представьте себе, что есть такие люди, которые с радостью лезут прямо в пасть дракона. Некоторые думают, что сумеют выскочить из пасти дракона, но, оказывается, что они переоценили свои силы, и их ждёт гибель.

А вот и портрет этого чудовища:

  1. Психотропные вещества
  2. Курение
  3. Алкоголь
  4. Игромания
  5. Неправильное питание

Каждая голова – это вредная привычка, которая превращается в смертельно опасную болезнь. Мы попросили врачей рассказать об этих вредных привычках. (Рассказывают врачи – родители или ученики в роли докторов, в белых халатах).

2-часть Составление таблицы «Секреты здоровья»

Классный руководитель:Различные факторывлияют на здоровье, способствуют заболеваниям и сокращают продолжительность жизни человека. Нарисуйте таблицу здорового образа жизни. Чтобы заполнить таблицу, я загадаю вам 5 загадок. Каждая загадка – фактор здоровья.

1.Равномерное чередование труда и отдыха (режим дня)

2. Постоянная тренировка своей физической выносливости, устойчивости к заболеваниям (закаливание)

3. Поддержание чистоты, здоровья (гигиена)

4. Порядок приёма пищи, её характер и количество (правильное питание).

5. Движения, которые позволяют чувствовать себя сильным и крепким (физическая  активность)

        

Ребята, сегодня мы узнали, что вредные привычки негативно влияют на наше здоровье и приводят к различным заболеваниям. Они приносят вред не только вам, но и окружающим людям.

Также мы раскрыли секреты здоровья, при соблюдении которых вы будете здоровыми, успешными и активными, ваш организм - крепким и устойчивым к различным заболеваниям.

 

Целевая группа дети от 15 до 17 лет

 

  1. Семинар с участием медицинского работника на тему «Береги честь смолоду».

Цели: сообщить о важности соблюдения здорового образа жизни, осознание учащимися ответственности не только за свою жизнь и здоровье, но и за жизнь и здоровье окружающих, а также важность сохранения репродуктивного здоровья как основы здоровой семьи, формирование семейных ценностей.

Задачи: повышение знаний о важности репродуктивного здоровья человека для создания полноценной семьи

Ход занятия

  • Предлагаю сыграть в игру «Ассоциация». Для этого необходимо разделиться на четыре группы.Каждой группе предлагаем подумать и назвать те образы, которые возникают у вас, когда вы слышите: 1-группа «репродуктивное здоровье», 2-ая – «семья», для 3-я – «родители», 4-я – «дети».

(Подкаждым словом написать свои ассоциации).

  • Как вы думаете, что необходимо для того, чтобы создать крепкую и здоровую семью, родить и вырастить здоровых и умных детей?

Заслушиваем мнение учеников.

  • Как вы понимаете пословицу «Береги честь смолоду?».

Высказывания учеников.

 

Медицинский работник:

Знакомство с понятием репродуктивного здоровья.

Сегодня очень много говорят о сохранении репродуктивного здоровья. Давайте ответим на вопрос «Как Вы понимаете репродуктивное здоровье?»

Ответы учеников.

Медицинский работник: Репродуктивное здоровье - это состояние полного физического, умственного и социального благополучия во всех вопросах, касающихся, репродуктивной системы, её функций, а не только как отсутствие болезней.

Здоровая репродуктивная система обеспечивает рождение здоровых детей. Иными словами, это то, что в будущем позволит вам стать мамами и папами здоровых малышей.

Способы выражения любви и взаимной симпатии (мозговой штурм).

- Давайте подумаем, что именно может подчеркивать нежные чувства, взаимную симпатию, любовь или влюбленность (доверительные отношения, поддержка в трудную минуту, возможность сделать что-либо приятное,  знаки внимания (смс, записки, открытки, цветы, памятные подарки, объятия, поцелуи).

Проблемы, связанные с ранними половыми отношениями.

-Знаем ли мы достаточно информации о рисках и последствиях ранней половой жизни? Знаем ли мы достаточно о заболеваниях, передающихся половым путем (далее - ЗППП)? Знаем ли мы о средствах индивидуальной защиты? Что мы предпримем в случае, если наступит беременность?

Информационный материал:

Факты о болезнях, передаваемых половым путем (по ВОЗ):

  1. Инфекции, передаваемые половым путем (далее – ИППП) распространяются,в основном, от одного инфицированного человека к другому при половом акте. Некоторые инфекции могут также передаваться от матери ребенку во время беременности и родов. Инфекции могут также передаваться кровью и при пересадке тканей. В числе болезней, вызываемых ИППП, входят сифилис,гонорея, ВИЧ инфекция и другие.
  2. ИППП часто протекаютбез симптомов, особенно, у женщин. При диагностировании инфекции или подозрении на нее необходимо незамедлительно провести эффективное лечение во избежание развития осложнений.
  3. ИППП поражают, в основном, женщин и девушек-подростков. Ежегодно одна из 20 девушек-подростков приобретает бактерильную инфекцию при сексуальном контакте, при этом инфицирование происходит все в более юном возрасте. Повышение осведомленности и знаний ИППП и способах их предотвращения среди подростков должно быть составной частью сексуального санитарного просвещения и всех служб по охране сексуального здоровья.
  4. У 10-40% женщин с нелечеными хламидийными инфекциями развиваются симптоматические воспалительные заболевания тазовых органов. В 30-40% случаев причинами женского бесплодия являются постинфекционные повреждения фаллопиевых труб.
  5. Нелеченый ранний сифилис у беременных женщин является причиной каждого четвертого мертворождения и 14% случаев смерти новорожденных детей.
  6. Одной из самых смертоносных инфекций, передаваемых половым путем, является папилломовирус человека. Практически все случаи рака шейки матки связаны с генитальной инфекцией, вызываемой этим вирусом. Рак шейки матки является вторым наиболее распространенным типом рака среди женщин – ежегодно происходит 500 000 новых случаев заболевания и 250 000 случаев смерти.
  7. При надлежащем и постоянном использовании, презервативы являются одним из самых эффективных способов защиты от ИППП, включая, ВИЧ-инфекцию.

Подведение итогов занятия.

Сегодня были обсуждены важные вопросы, задача каждого из Вас сделать правильный выбор. Главное – оставаться здоровым и ответственным по отношению к себе и окружающим!

 

Целевая группа молодежь от 18 до  29 лет

 

  1. Провести круглые столы на тему «Создание семьи и охрана репродуктивного здоровья» в колледжах, университетах, техникумах, рабочих местах и т.д. с участием профессорско-преподавательского состава, студенческого совета и других заинтересованных лиц, в том числе  специалистов первичного звена и профильных служб, с акцентом на укрепление репродуктивного здоровья, осознанного материнства и отцовства, профилактику инфекций, передающихся половым путем, ВИЧ-инфекцию, превенцию незапланированной беременности, методах контрацепции, соблюдение здорового образа жизни.

Информационный материал:

Репродуктивное здоровье, по определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), – это состояние физического, умственного и социального благополучия по всем пунктам, относящимся к репродуктивной системе на всех стадиях жизни.

Репродуктивное здоровье предполагает, что человек может вести удовлетворительную и безопасную половую жизнь, что он способен рожать детей и свободен выбирать, при каких условиях, где и как часто это делать. Забота о репродуктивном здоровье определяется как совокупность методов, способов, технологий и услуг, которые способствуют репродуктивному здоровью и благополучию путем предотвращения и решения проблем репродуктивной сферы.


Барьерные методы контрацепции и спермициды: презервативы (мужские и женские), диафрагма, шеечный противозачаточный колпачок, спермицидная пена, спермицидные суппозитории.

Гормональная контрацепция: оральные, принимаемые через рот таблетки и пилюли; инъекционные, вводимые путем инъекций; и импланты — имплантируемые под кожу.

Внутриматочные спирали (ВМС):спирали делят на металлосодержащие и гормоносодержащие. Не рекомендуется пользоваться внутриматочной спиралью нерожавшими женщинами и тем, кто страдает от болезненных менструаций.

Подвести итоги круглого стола с перечислением значимости охраны репродуктивного здоровья лиц мужского и женского пола на протяжении всего жизненного цикла.

 

  1. В школах планирования семьи ПМСП  провести занятия для молодых пар, семейных пар о важности сохранения репродуктивного здоровья, планирования семьи и методах контрацепции, о рождении здоровых детей, с распространением  инфографик по охране здоровья, демонстрацией видеороликов.

Информационный материал.

Планирование семьи — это виды деятельности, которые помогают отдельным лицам и супружеским парам достичь определенных репродуктивных результатов: предотвратить нежелательную беременность, родить желанных детей, регулировать перерывы между беременностями, контролировать выбор времени рождения ребенка в зависимости от возраста родителей и иных факторов, определять количество детей в семьи. Это понятие включает в себя информацию о путях достижения этих целей, обеспечение осознанного выбора, возможность воспользоваться всем спектром безопасных и эффективных методов контрацепции. Важно отметить, что грудное вскармливание полезно для здоровья и благополучия не только детей, но и матерей. Оно, уменьшает риск развития рака яичников и рака молочной железы, увеличивает семейные и национальные ресурсы, является надежным способом кормления и безопасно для окружающей среды.

 

Что такое инфекции, передаваемые половым путем, и как они передаются?

Известно, что при сексуальных контактах передается более 30 различных бактерий, вирусов и паразитов. Наибольшая заболеваемость связана с сифилисом, гонореей, хламидиозом,трихомониазом,гепатитом В, вирусом простого герпеса (ВПГ, или герпес), ВИЧ и вирусом папилломы человека (ВПЧ). ИППП передаются преимущественно при сексуальных контактах. Микроорганизмы, вызывающие ИППП, могут также распространяться при переливании продуктов крови и пересадке тканей. Многие ИППП, включая хламидиоз, гонорею и, главным образом, гепатит В, ВИЧ и сифилис – могут также передаваться от матери ребенку во время беременности и родов.

Человек может иметь ИППП без явных симптомов болезни. Общие симптомы ИППП включают вагинальные выделения, выделения из мочеиспускательного канала у мужчин, генитальные язвы и боли в области живота.

Серьезные последствия ИППП

  • герпес и сифилис, могут повышать риск приобретения ВИЧ в три или более раз.
  • Передача ИППП от матери ребенку может приводить к мертворождению, смерти новорожденного, рождению ребенка с низкой массой тела, недоношенности, сепсису, пневмонии, неонатальному конъюнктивиту и врожденным дефектам. Инфекция ВПЧ ежегодно приводит к 528 000 случаев заболевания раком шейки матки и к 266 000 случаев смерти от рака шейки матки в мире.
  • гонорея и хламидиоз, являются основными причинами воспалительных заболеваний органов малого таза, неблагоприятных исходов беременности и бесплодия.

При правильном и постоянном использовании презервативы являются одним из самых эффективных методов защиты от ИППП, включая ВИЧ.

 

Завершить занятие проведением ролевой  игры «Отношение между медицинским работником и пациентом».

Для того, чтобы создать мизансцену вы должны сообщить зрителям: «Сегодня в клинике много посетителей, выстроилась длинная очередь. В этот день люди приходят для получения услуг по планированию семьи».

Персонаж А.

Вы молодой, неженатый студент колледжа. Вы подозреваете у себя инфекцию, передающуюся половым путем и после долгих колебаний решаетесь обратиться в поликлинику. Вы знаете, что там работает врач-мужчина. Вам нужно торопиться, так как у вас нет другого времени пойти в поликлинику, кроме перерыва между занятиями. Вы застенчивы и напуганы тем, что вам придется объяснить ситуацию, в которой вы оказались.

Персонаж В

Вы – женщина, врач, замещаете врача – мужчину, который находиться в длительном отпуске в связи с переходомна другую работу.  У вас есть двадцатилетний сын. Недавно вы узнали, что он ведет активную сексуальную жизнь. Вы очень злы на него.

Вопросы для обсуждения после ролевой игры:

  1. Как вы думаете, отличалась бы реакция врача-мужчины? Почему
  2. Приемлемо ли молодым мужчинам вступать в сексуальные отношения до брака?
  3. Что, по вашему, должна предпринять система здравоохранения, чтобы предотвратить распространение ИППП, учитывая, что многие молодые мужчины практикуют небезопасный секс?

Значимость занятий направлена на повышение осведомленности молодых и семейных пар о вопросах репродуктивного здоровья, планирования семьи и выработки практических навыков.

 

Целевая группа взрослое население от 30 до 64 лет.

 

  1. Провести семинары на рабочих местах с участием медицинских работников по охране репродуктивного здоровья лиц фертильного возраста (мужчин и женщин) на тему «Репродуктивное здоровье мужчин и женщин» (профилактика нарушений репродуктивного здоровья).

Информационный материал.

Влияние различных факторов на репродуктивное здоровье мужчин.

Стрессы. Недосыпание, хроническая усталость, стрессы, неврозы и другие ситуации, травмирующие психику, закладывают основу для многих заболеваний, снижают активность спермогенеза и вызывают нарушение эректильной функции.

Вредные привычки. Прием алкоголя, курение и прием наркотиков (даже «легких») – прямой путь к бесплодию.

Длительное употребление алкоголя даже в небольших количествах снижает выработку тестостерона – гормона, отвечающего за все проявления «мужественности», в том числе за способность спермы к оплодотворению и половую потенцию. Причем самым вредным для мужчин алкогольным напитком является пиво. Токсическое влияние алкоголя в пиве усиливается действием аналогов женских половых гормонов (фитоэстрогенов), которыми богаты шишки хмеля.

Наркотики, никотин и табачные смолыабсолютно токсичны для мужского организма, они угнетают спермогенез, нарушают структуру сперматозоидов, ограничивают их способность к оплодотворению, снижают потенцию. Длительное курение и прием наркотических препаратов приводят к необратимым изменениям в мужской половой сфере.

Профессиональные вредности. Высокая частота бесплодия и импотенции отмечается среди мужчин, работающих в условиях повышенных температур, а также среди тех, чья работа связана с воздействием ионизирующего облучения, токсических продуктов и регулярным подъемом тяжестей. Кроме того, интенсивность спермогенеза уменьшается при постоянном ношении мобильных телефонов на поясе и в области гениталий.

Физическая активность. Анализ спермограммы у мужчин с различной физической активностью показал, что умеренная физическая активность и спорт повышают активность и подвижность сперматозоидов, низкая физическая активность  и изнурительная физическая активность и спорт снижают подвижностьспермотозоидов.

Влияние ожирения на репродуктивную функцию мужчин. Согласно критериям Международной федерации диабета, ожирение должны поставить каждому мужчине, у которого окружность талии больше 94 см. Все, что больше 94 см – это диагноз ожирение. 94-102 см – диагноз ожирение, и мужчина находится в зоне риска по развитию тех или иных осложнений, уже связанных с ожирением, которые вызывают нарушение репродуктивной функции.

Физические травмы. Ушибы, разрывы, порезы и другие механические травмы половых органов (полового члена, яичек, предстательной железы, семявыносящих протоков) приводят к нарушению потенции и бесплодию вследствие разрушения тканей, нарушения кровообращения, развития воспалительных изменений и образования спаек.

Воздействие  высоких  температур. Частые длительные посещения парной, работа в условии повышенных температур (горячий цех), продолжительный лихорадочный период при инфекционных заболеваниях (ангине, пневмонии, гриппе) и аналогичные экстремальные ситуации уменьшают интенсивность образования сперматозоидов и снижают их качество. Так после сауны или бани показатели спермограммы (анализа, позволяющего оценить все основные характеристики спермы) возвращаются к норме через 5 недель, для восстановления репродуктивной способности в полном объеме после тяжелого инфекционного заболевания должно пройти около 5 месяцев.

Нерациональное питание. Высококалорийная диета на фоне низкой физической активности способствует накоплению избыточной массы тела и развитию ожирения, которое снижает выработку тестостерона и приводит к бесплодию и импотенции. Злоупотребление жирной пищей (особенно богатой животными жирами) активизирует атеросклеротические процессы в сосудах, нарушая кровообращение во всех органах, в том числе в органах половой системы. Красители и консерванты, входящие в состав многих продуктов питания, при условии массивного поступления в организм способны оказывать токсическое воздействие и нарушать гормональный баланс. На состав спермы важное влияние оказывает низкобелковая диета и недостаточное поступление в организм некоторых витаминов и микроэлементов.

Влияние различных факторов на репродуктивное здоровье женщин.

Экстрагенитальные заболевания и репродуктивное здоровье женщин. Репродуктивное здоровье женщин в значительной мере зависит от общего состояния здоровья, которое сегодня определяется, прежде всего, экстрагенитальными заболеваниями, то есть заболеваниями не репродуктивной системы, а другими, к которым относятся болезни сердечно-сосудистой системы, новообразования и другие.

Гинекологические заболевания и репродуктивное здоровье женщин. Отдельную проблему и угрозу для репродуктивного здоровья женщин представляют собой воспалительные болезни половых органов.Воспаления половых органов существенно влияют на репродуктивное здоровье как факторы, повышающие риск возникновения внематочной беременности, бесплодия, нарушений менструаций, возникновения новообразований.

Аборт, как фактор, влияющий на состояние репродуктивного здоровья. Одним из главных факторов, определяющих уровень заболеваемости и смертности женщин, является большое количество абортов. Последствиями абортов могут быть воспалительные заболевания половых органов, невынашивание беременности, бесплодие.

Вредные привычки.Курение женщины может затруднять процессы оплодотворения и имплантации плодного яйца, что в целом затрудняет процесс зачатия. Также беременность у курящей матери протекает с большими осложнениями, как со стороны матери, так и со стороны плода, чем у некурящих женщин.

  • является причиной бесплодия, так как после проникновения в организм, отравляет яйцеклетки, что может привести к бесплодию, или рождению ребенка с патологиями. Часто у женщин чрезмерно употребляющих алкоголь, случаются многократные выкидыши, преждевременные роди, неразвивающиеся беременности или другие патологии, которые не позволяют женщине родить здорового ребенка. Периодическое употребление спиртных напитков приводит к ежемесячным расстройствам сексуальной функции, нарушениям менструального цикла, появляются трудности в период планирования ребенка и другие нарушения.

Лишний вес влияет на способность к зачатию. Избыточный вес приводит к повышению уровня женских половых гормонов – эстрогенов, что может привести к нарушению менструального цикла, отсутствию овуляции, появлению гормонозависимых опухолей женской репродуктивной системы, таких как миома матки, гиперплазии эндометрия, эндокринному бесплодию.

  1. Провести Дни открытых дверей в региональных Центрах мужского здоровья с организацией диагностических обследований и индивидуальных консультаций лиц мужского пола по вопросам сохранения и укрепления здоровья (инфографика, раздача листовок, буклетов).

 

Целевая группа взрослое население старше 64 лет

 

Проведение занятий  в Школе пожилых в организациях  ПМСП,в клубах пожилых, ветеранов и других,с  участием медицинских работников, психологов, соцработников, инструкторов ЛФК, спортивных тренеров  на тему: «Здоровый образ жизни в любом возрасте»

Информационный материал:

С возрастом увеличивается риск многих расстройств здоровья, которые могут оказывать значительное воздействие на индивидуальную жизнеспособность. Тем не менее было бы неправильным считать, что наличие того или иного заболевания в пожилом возрасте означает, что человек больше не здоров. Многие пожилые люди сохраняют высокую функциональную способность и ведут по большей части благополучную жизнь, несмотря на наличие одного или нескольких заболеваний.

Осуществление стратегий, направленных на снижение бремени болезней и смертности в пожилом возрасте путем стимулирования здорового образа жизни и контроля метаболических факторов риска, необходимо начинать с раннего возраста и продолжать их реализацию на протяжении всего жизненного цикла. Риски, связанные с образом жизни, а также метаболические факторы риска действуют и в пожилом возрасте, хотя существующая между ними связь может ослабляться . Стратегии, направленные на уменьшение воздействия факторов риска, сохраняют эффективность и в пожилом возрасте, особенно касающиеся борьбы с гипертонией , улучшения питания  и борьбы с курением  , хотя фактические данные в отношении лиц пожилого возраста носят ограниченный характер

Появляется все больше фактических данных, свидетельствующих о том, что основные модели здорового образа жизни, такие как физическая активность и обеспечение достаточного питания, могут оказывать мощное влияние на индивидуальную жизнеспособность в пожилом возрасте помимо того воздействия, которое они оказывают в сфере снижения риска неинфекционных заболеваний.

Физическая активность в пожилом возрасте также приносит множество других благотворных результатов. К ним относятся улучшение физических и психических способностей (например, благодаря сохранению мышечной силы и когнитивной функции, снижению тревожности и депрессии и повышению самооценки); профилактика заболеваний и снижение риска их развития (например, ишемической болезни сердца, диабета и инсульта); и улучшение социальных последствий (например, благодаря расширению участия в жизни сообщества, поддержанию социальных контактов и укреплению отношений между поколениями).

         В рамках консультации объяснить о важности сохранении здорового образа жизни в пожилом возрасте:

  1. Правильное питание
  2. Физическая активность
  3. Отказ от вредных привычек
  4. Проведение своевременных профилактических осмотров и скринингов на выявление различных заболеваний.

 

Что такое скрининговый осмотр?

Основной целью проведения профилактических медицинских осмотров целевых групп населения (далее – скрининговые осмотры) является выявление заболеваний на ранних стадиях и предупреждение развития заболеваний, факторов риска, способствующих возникновению заболеваний, формирование и укрепление здоровья населения.

  • Скрининговые осмотры  на раннее выявление глаукомы:

- целевой группой являютсямужчины и женщины в возрасте, включая64, 66, 68, 70 лет, не состоящие на диспансерном учете по поводу глаукомы;

  • Скрининг на раннее выявление предопухолевых и опухолевых заболеваний толстой и прямой кишки:

- целевой группой являются мужчины и женщины, в том числе  64, 66, 68, 70 лет, не состоящие на учете по поводу полипоза, рака толстой и прямой кишки;

 

Медиа-мероприятия:

Цель: повышениезнаний и навыков среди населения о мерах укрепления и сохраненияздоровья,профилактике факторов риска, влияющих на репродуктивное здоровье человека на протяжении всей жизни; предупреждение инфекций, передающихся половым путем, планировании семьи, эффективной контрацепции, охраны репродуктивного здоровья мужчин и женщиниформирование ответственного безопасного поведения, профилактических обследованиях населения,на государственном и русском языках.

 

Форма проведения мероприятий:

-выступления на телевизионных каналах, радиостанциях;

-публикации в печатных изданиях на государственном и русском языках;

-размещение анонса новостей на Web-сайте организации, в информационных  агентствах;

-ротация аудио-видеороликов в организациях ПМСП, в учреждениях образования, на предприятиях малого и среднего бизнеса, закрепленных за медицинским учреждением;

-участие в пресс-конференциях областного и городского уровней;

-выступления по радиотрансляционному узлу в учреждениях ПМСП, школах, ССУЗах и ВУЗах, в местах массового нахождения людей;

- трансляция видеороликов на LED-мониторах, в общественном транспорте, в местах массового пребывания населения и т.д.

-размещение наружной рекламы (светодиодные дисплей, баннеры, билборды, информационные стойки, Roll-up стойки и т.д.), бегущая строка на региональных телеканалах, в общественном транспорте, размещение информации на остановочных комплексах, в  ЦОНах, и т.д.

- рассылка информации профилактической направленности (приглашение на скрининговые осмотры и другие профилактические мероприятия) посредством: SMS-сообщений через мобильную связь, социальные  сети, платежные квитанции по оплате коммунальных услуг, расклеивание информации в лифтах, подъездах жилых домов.

 

Срок предоставления информации в НЦОЗ  к16 сентября 2020 года в печатном и электронном форматах на адреса, согласно сопроводительному письму:

-аналитическая информация в формате Word на государственном и русском языках с указанием целевых групп, мероприятий в рамках каждой целевой группы, организаций, в которых данные мероприятия проводились и число мероприятий и охваченных лиц;

- анкетирование к НП;

- таблицы в формате Excel, согласно Приложения 1.

 

РАЗРАБОТАНО:

Р.Кенбаева

СОГЛАСОВАНО:

К. Туякбаева

 

 

Страница создана: 17.09.2020 13:09
Страница обновлена: 17.09.2020 13:09
Просмотров: 16